Погода
на 23 сентября
6°C
Курс валют
на 22 сентября
$ 57.58
68.88
Ваш город:
Андрей Новашов

«… завелось такое!»

На прошлой неделе многие вспоминали 91-ый, годовщину ГКЧП. А я размышлял о 89-м. Набрёл в сети на концерт «Звуков МУ» в «Программе «А», в том году вышедшей в эфир. Кроме собственно песен, там ещё интервью с лидером этой рок-группы Петром Мамоновым. Пересмотрел, и к выводам пришёл столь же невесёлым, как и публицисты, размышлявшие о сошедшей на нет российской демократии.

Так давно это было. Даже те, кто хорошо знают русский рок, об этой записи забыли, и путают её с более поздним выступлением Петра Николаевича в «Программе «А» в составе проекта «Мамонов и Алексей» (сужу по комментариям под раздачей на трекере). Но я говорю именно о передаче 1989-го года, которую вёл ещё не Сергей Антипов, а Артемий  Троицкий. Запись можно посмотреть и онлайн.

здесь и далее – скриншоты из «Программы «А» 1989 года

Логотип «Ностальгия» — потому, что этот канал относительно недавно показал архивную запись. А в 89-м она вышла в эфир на Первой программе советского Центрального Телевидения. Напомню совсем юным (если таковые этот текст читают): в СССР не существовало не только интернета, но даже многоканального ТВ. Во второй половине 80-х телевизор – целых две программы! — не смотрели разве что старообрядцы. И аудитория, которая мамоновский концерт и интервью увидела, — несколько десятков миллионов!

«Звуки МУ» — группа  андеграундная даже по меркам русского рока. В общем, это как если бы сегодня Первый показал спектакль Театра.док и интервью с режиссёром и актёрами, которые заняты в этом спектакле. Люди постарше возразят: «Но этих рокеров-подпольщиков наверняка пустили в эфир только на ночь глядя. Да и мало кто из «десятков миллионов» мамоновские «Звуки» понял». Поняли, наверное, немногие. А вот смотрели – все! Ну, почти все. Конечно, кто-то, столкнувшись с непонятным, потом ругался и плевался. Но смотрели же!)) И сознание зрителей, иногда не заметно для них самих,  расширялось. Телевидение, превратившееся ныне в «зомбоящик», в те годы учило критически мыслить, выбирать.  В 1989-м мне исполнилось двенадцать, но хорошо помню: тогда с жадностью поглощалась любая новая информация. Как понимаю сегодня, в брежневские годы люди устали от цензуры и унылого однообразия в искусстве и на информационном поле. 89-ый – заря демократии. Хотя мало кто это осознавал: считали, теперь так всегда будет.

Только в названном году «Звуки МУ», существовавшие с начала 80-х, впервые допущены до телеэфира. Сначала в программе « Музыкальный ринг».

А потом в более подходящей неортодоксальным рокерам «Программе «А». В интервью и концертных записях зафиксирована атмосфера социокультурного движения, которое называют «русский рок».

Может быть, 89-ый для нашего рок-н-ролла, — как для англоязычного 69-ый – год Вудстокского фестиваля; наивысшего расцвета, за которым ещё не угадывались спад, кризис и прочий «The End». Достаточно напомнить, что в 89-м живы Цой, Майк и Янка. И никто не знал, что совсем скоро рыночная экономика прихлопнет русский рок. В страшном сне не могли привидиться метаморфозы, уже не с экономикой связанные, которые произойдут с Кинчевым, Ревякиным, Александром Ф. Скляром…

Сегодня Пётр Николаевич воспринимается как патриарх. И уже кажется, что он всегда был таким. Но в 89-м Мамонову тридцать восемь (на два года младше, чем я сегодня!). Лидер «Звуков» без морщин и без бороды, и во время интервью выглядит, конечно, не юношей-студентом, но, пожалуй, эдаким молодым аспирантом или младшим научным сотрудником.

Но уже тогда отвечал без оглядки на общепринятое мнение. Несколькими месяцами ранее непризнанные официально ни одной советской инстанцией «Звуки» съездили на гастроли в Германию, Великобританию, Францию, США.

И снова должен сделать уточнение для молодых. Много десятилетий СССР жил за железным занавесом. Даже в страны социалистического лагеря выпускали избранных, а уж в «капстране» побывать большинство советских граждан даже не мечтало. И существовала традиция, не исчезнувшая к 89-му году: вернувшиеся из «забугорных» гастролей заслуженные-народные рассказывали советским телезрителям и газеточитателям, как «там» всё плохо, а у нас, соответственно, хорошо. Врали, чтобы не потерять шанс ещё разок съездить туда, где «плохо». Мамонов в «Программе «А», отвечая на соответствующий вопрос Артемия Троицкого, не лукавит. Говорит, что Запад избавляет от иллюзии, будто только в русской культуре есть некая самобытность, а Запад бездуховен.

— Это, естественно, иллюзия. – рассуждал Пётр Мамонов. – И сейчас мир настолько открыт и взаимосвязан… Взаимообмен идей. И глупо думать, что все те нравственные ценности, которые действительно несёт русская культура, не существуют на Западе. Это утверждение отдельных и сомнительных личностей.

И дальше Мамонов объясняет, что не обязательно жить в грязи и пить водку, чтобы «быть умным и добрым». Можно каждый день мыться и прилично одеваться, и при этом оставаться нравственным.

Теперь уже требуется уточнение не столько для юных, сколько для консервативных, «Звуки МУ» никогда не слушавших. Образ, созданный Мамоновым на сцене – абсолютнейший маргинал с искорёженной мимикой и пластикой; фрик, как сказали бы сегодня. И даже некоторые поклонники не понимали, что Мамонов-человек не тождественен Мамонову-образу.

Тем неожиданнее прозвучали слова лидера «Звуков» о «российской самобытности».

Многим Пётр Мамонов известен только как актёр, сыгравший главную роль в фильме «Остров». Рок-музыкант давно воправославился, и его сегодняшние высказывания напоминают проповеди. Далеко не все мысли нынешнего Мамонова разделяю, но не могу не заметить: его православие не гундяевского толка. В ксенофоба лидер «Звуков МУ» не превратился. Он – нестяжатель в стране, где заправляют иосифляне и иезуиты. Не думаю, что сегодня Пётр Николаевич отрёкся бы от слов, сказанных двадцать восемь лет назад.

Пишу этот текст не для того, чтобы отдать дань уважения Мамонову. Рок-музыка (если понимать под этим словом не один из музыкальных жанров, а социокльтурное движение), изменило сознание людей во многих странах. Диссидентское движение в Чехословакии начиналось с «Хартии 77», которую подписал и будущий президент Вацлав Гавел. А одна из причин написания Хартии — арест музыкантов чехословацкой андеграундной рок-группы The Plastic People of the Universe. 44-ый президент США Барак Обама – достаточно миролюбивый и демократичный (не только по названию партии, которую представлял) – поклонник творчества Боба Дилана… А с нашими – всё понятно. Нет, конечно, Путин сходил на московский концерт Пола Маккартни. А Медведев говорил, что любит Deep Purple. Но, если когда-то и слушали с кем-то за компанию, видимо, не врубались. Предпочитают року пошлость и мейнстрим. Когда в 2008-м Медведева номинально назначили президентом вместо Путина, два фигуранта грядущей «рокировочки» продефилировали по Красной Площади под «Любэ». Пэтэушный шансон  forever! Политиков вообще не склонен идеализировать, но «прихипованные» Обама и Гавел всё-таки гораздо человечнее наших «рулевых», которые чем дальше, тем больше становятся похожими на гопников. И ещё одно обстоятельство, представляющееся символичным: режиссёра Кирилла Серебренникова арестовали именно в тот момент, когда он снимал фильм о Цое.

Раз уж речь зашла о Медведеве, вспомню очень известную песню Мамонова, хотя в той передаче она и не прозвучала – «Крым». Герой песни, сочинённой в начале 80-х, то ли перегрелся на солнышке, то ли с ним ещё какая неприятность приключилась. В голове  перемкнуло, и он коверкает географическое название:

Крым — мрык кырм!!!
Крым кырм Мырыкы

А финальные строчки:

Денег! Вышли мне денег!

С какой фразой Медведева, ставшей интернет-мемом, перекликается, даже говорить излишне.

В «Программе «А» 89-го года показали запись другой знаменитой мамоновской песни – «Гадопяткина». В ней есть чуть изменённая цитата из Цветаевой:

А в моем дому завелось такое!

Только контекст совсем не цветаевский. Что-то невыразимо страшное там завелось. И на лице Петра Николаевича гримаса, почти как на картине Эдварда Мунка.

Вот и в нашем общем дому тоже «завелось».

Мне кажется, ментальные структуры глубже и первичнее политических институций. И русский рок с его гуманистическим пафосом должен был сыграть свою роль. Сформировать новое поколение, которое, вступив во взрослую жизнь, руководствовалось бы совсем другими, несовковыми ценностями.

Не случилось.

Оценить запись:
Рейтинг записи - 5.00 /5 (1 оценка)
Поделиться:
Комментарии

Комментариев пока нет.

Комментировать: