Кто-то произнес — в России надо жить долго.
В том смысле, что страна большая, медленная на перемены. Чтобы их дождаться — нужно большое терпение и большое здоровье.
Наверное, правильно. Но — в России трудно жить долго — и не сойти с ума. Она бродит по кругу. Замечаешь, что ты это уже видел, с этим — уже сталкивался.
День Сурка!
… В начале 90-го года написал в "Нашей газете" текст с заголовком: "Над пропастью — с портфелем!". Про то, как в трудной борьбе, с перевесом в один голос Амана Тулеева избрали председателем областного Совета.
Прогнозировал: получив портфель, он ничего не сумеет в голодном, полуразрушенном Кузбассе изменить к лучшему. Потому что — полностью советский руководитель.
Будет стучать кулаком на совещаниях, раздавать почетные грамоты и продуктовые наборы к праздникам, тасовать несправившихся замов и председателей горисполкомов.
Убалтывать легковерное население, обещать, обещать, обещать...
Так и получилось.
Вспоминаю, что через полгода после избрания он похвалился достижением, рассказал на сессии, что в октябре — отоварили все майские (!) талоны на сахар! ( Это когда люди уже стали учиться варить варенье без сахара — самый популярный рецепт в тогдашних газетах).
Боюсь, все повторяется. Кажется, надеется, что из провальной ситуации Кузбасс выползет с помощью федеральных дотаций — а с чего бы им вырасти?
Вряд ли кузбассовцы немедленно взбунтуют, когда через пару-тройку месяцев обнаружат, что день за днем жизнь становится все труднее. Но и расчитывать на то что их, как и тогда, можно будет уболтать, уговорить еще терпеть — я бы на месте кузбасской власти — не стал.
Люди ведь немножко — но другие. Привыкли к новым стандартам жизни.
А главное огорчение для них — не абсолютное безденежье, а отказ от привычного благополучия.
Еще вчера ездил на Мальдивы, а теперь — морочиться отдыхать в Крыму?
Еще вчера рассекал по городу на крутой "бэхе", а теперь — пересаживаться на битую праворукую "японку"?
В Великую Депрессию разорившиеся американские богачи бросались из окон не от абсолютного голода! От обрушившейся привычной жизни — и от безнадеги.
… Ходим и ходим — по кругу.
Снова писать — "Над пропастью — с портфелем!" ?
А дальше — вспоминать, как писал репортажи о забастовках?