Погода
на 21 ноября
-2°C
Курс валют
на 21 ноября
$ 59.48
69.72
Ваш город:
Андрей Новашов

Торт со скрепами

Как напугать продавщицу. Рабочая как генеральша. Бердяевские антиномии. Картонная классика. Страшные сказки. Полезный призрак. Осязаемая идеология.

Две истории, произошедшие со мной относительно недавно, не идут из головы. Случаи пустяшные, но что-то  важное они говорят о реальности, в которой мы живём.

История первая. Зашёл в магазин канцтоваров за скрепками. Изучая ассортимент, решил разыграть продавщицу.

— А духовные скрепы есть?

— Нет. – ответила без тени иронии.

Шутка так себе, согласен. Но продавщица не просто её не оценила, она вообще не поняла, что я шучу. Испугалась даже. А вдруг не обычный покупатель, а какой-нибудь начальник зайдёт и отругает: «Путин по телевизору всё время про духовные скрепы говорит, а у вас их в продаже нет!».

История вторая. Полгода назад устроился на новую работу. Коллектив стал намекать, что неплохо бы проставиться. Точнее, одна женщина, которая работает со мной в одну смену. Спиртное не просила, говорила про торт. В общем-то – не жалко. Но сначала зарплату задерживали, потом городской транспорт стал ходить отвратительно, да и чтобы добраться от остановки к месту трудовых подвигов, приходилось по колено в снегу идти. Не до торта было. Но вот в начале января принёс, наконец, на работу заветную коробочку с кондитерским изделием. В перерыв торт разрезали. Кто-то угостился, а кто-то отказался по принципу «я сладкое не ем, я горькое пью». Полторта так и осталось в холодильнике. Утром (мы тогда выходили в ночь) другая смена заступает. Я, разумеется, сказал рабочему, который меня сменял, чтобы его смена тортом угостилась. И его мастеру сказал. Потом день отсыпной, день выходной. Прихожу после выходных на работу, а мои полторта так и стоят в холодильнике. Думаю: «Глупо как-то. Значит, демонстрируют, что меня недолюбливают. И за что, интересно? Лучше бы этот дурацкий торт не приносил!». Хотел уже его выкинуть, но остановила та самая женщина, которая просила проставиться (не стану называть настоящего имени, пусть будет Татьяной).

— Ты что?! Я той смене сказала, чтобы не ели. Они нам ничего не оставляют, и мы им не будем ничего оставлять.

Срок годности торта ещё не истёк, так что сами доели. Хотя мне, честно говоря, кусок в горло не лез. Торт самый обыкновенный, да и коллеги мои не такие уж сладкоежки. Но это – бог бы с ним. Рабочие из моей и смежной смен спокойно друг с другом общаются, улыбаются даже, когда видят друг друга. Сколько-нибудь серьёзных конфликтов между нашей и следующей сменой не припомню. Татьяна – добрейшей души человек. Немного резковата и криклива, но это уж… В общем, работа такая. Как-то критическая ситуация на нашей смене была, так Татьяна пришла мне помочь. Сама, а не выполняя чьё-то распоряжение. А специфика моей работы такая, что я не имею права оставлять рабочее место, так что вряд ли когда-нибудь смогу помочь Татьяне. В общем, выручила она меня совершенно бескорыстно. Да и торт просила принести, чтобы помочь в коллектив влиться. Вроде как «обряд инициации». Не из жадности же. И вдруг, отработав двенадцать часов, не поленилась подойти к каждому рабочему другой смены, и сказать: «Не вздумайте есть наш торт!». Или как это должно было происходить?

И вот, размышляя об этом, вспомнил тот эпизод в магазине канцтоваров. Всё-таки и «духовные скрепы», и «наш особый путь», и прочий русский «эксклюзив» — всё из одной оперы. Такое странное поведение – это, видимо, духовные скрепы в действии. Так сказать, антиномии русской души. По Бердяеву. Для тех, кто давно не перечитывал религиозного философа, процитирую фрагмент энциклопедической статьи: «Бердяев выделяет антиномии русской души: бунт и смирение, сострадательность и жестокость, святость и свинство, консерватизм и радикализм и др.».

И ещё подумал, что по характеру Татьяна похожа на генеральшу Епанчину из романа Достоевского «Идиот». В ней тоже доброта уживается с самодурством.

И. Чурикова в роли генеральши Епанчиной

Пока предавался раздумьям, увидел в ФБ пост драматурга Вячеслава Дурненкова. Он пишет, что ни Достоевский, ни Толстой русского человека не поняли, а толстовский Платон Каратаев – персонаж и вовсе картонный. А понял, по мнению драматурга, Николай Лесков. Когда этот пост прочитал, вспомнил рассказ Лескова про интенданта, который во время Крымской войны, отсиживаясь в тылу, воровал, объедался и опивался. А тем, кто его за это упрекал, объяснял, что, попади он на поле брани, геройствовал бы не хуже других. Но если уж досталась такая выгодная должность, кто же откажется руки нагреть? И был этот интендант в своих рассуждениях весьма убедителен. Кажется, и впрямь говорил, что думал. Это, конечно, совсем не про Татьяну, но тоже про «антиномии». Читать про них занятно, но когда своими глазами видишь, крыша ехать начинает (у меня, во всяком случае).

картина художника, вдохновлённого лесковским «Левшой». Вольная интерпретация

Лесков – это конечно хорошо. Но, на мой взгляд, чтобы найти разгадку «загадочной русской души», копать надо ещё глубже. Не классику изучать, а русские народные сказки. Не какие-то литературные обработки, адаптированные к тому же для детей, а первоисточники. Так что планирую углубиться в сборники, составленные Александром Афанасьевым – собирателем фольклора и историком, жившим в середине позапрошлого века. Пока собираюсь с духом. Всё-таки подлинные сказки бывают по-настоящему страшными, если читать их непредвзято.

Афанасьев за работой. Вокруг персонажи собранных им сказок

К слову, Святейший Синод РПЦ осерчал на Афанасьева, когда он начал публиковать собранный материал. В его квартире провели обыск, Афанасьева выгнали со службы…

Но если ты не изучаешь сказки, сказки изучают тебя. В мойке разговорился с рабочим из смежной смены. Он рассказал, что ночью по цехам бродит слесарь-призрак. И мой собеседник его видел. Призрак пользу приносит: вовремя разбудил задремавшего, и тем самым предотвратил аварию. Уточню: рабочий, который это рассказал, — малопьющий и не склонный к мистике. К моменту нашего разговора я работал на предприятии уже не первый месяц. Так что розыгрыш исключается. Действительно верил этот человек в то, что говорил. Я пока призрака не видел. А жаль: столько вопросов к нему накопилось!

А шутку про скрепы-скрепки, оказывается, уже воплотили в жизнь. Как сообщает gazeta.ru, владельцы петербургского католического магазина Agnus-store выставили на продажу товар под названием «духовные скрепы». Цена фигурных скрепок в виде крестов и ангелочков — 22 рубля за штуку.


 

Вот вы какие, духовные скрепы!

Упомянутое издание цитирует описание товара: «Многие слышали выражение «духовные скрепы», а глава государства В. Путин даже выразил озабоченность тем, что нам не хватает духовных скреп. Но мало кто видел, как они выглядят. Теперь клиентам… предоставляется уникальная возможность своими глазами узреть, как выглядят духовные скрепы, и даже потрогать их. Духовным скрепам можно найти разнообразное применение, а главное — теперь можно не бояться: духовных скреп хватит всем!».

Любопытно, что католики подсуетились быстрее православных. Но главное, что, как сказано в описании, «теперь можно не бояться». Действительно: и призрак-слесарь добрый, и скреп на всех хватит. Никаких причин для паники.

Оценить запись:
Рейтинг записи - 5.00 /5 (5 оценок)
Поделиться:
Комментарии
  • Вероника Никитина
    // Вероника Никитина
    Замечательно! А ведь в древности считалось, что именно совместная трапеза может и должна объединять людей. Даже враги, переломив краюху хлеба, становились друзьями… Но что-то было, есть и будет в россиянах, что заставляет их особиться от самих себя и других наций. Ощущение ли пассионарности своей, самобытности, или «гордость» за Русь-матушку, которая краше всех? Считаю, что гордиться сейчас нечем особо. Позерством ли, бахвальством, глупостью, бескультурием гордится ли любой народ? Да, в средневековой Европе нечистоты на улицу с окон лились, а в России были чистота и порядок. А что сейчас? Оглядываемся на величавое прошлое. Смотрим назад, а впереди дорога неезженная, колея нехоженая. Только Илье-Муромцу под силу дорожку проложить чистую… Давайте каждый попробуем в себе следы этого богатыря, дух его узреть… Невзирая, что в нас и кровь татарская, и прочих народов течет… Будем человеками — трудолюбивыми, дружелюбными, порядочными… А духовные «скрепы» даже в виде веры или идеи национальной или государственной не сплотят людей, если нет в них желания идти вперед. Только общая работа созидательная сплачивает.
  • Фома Неверов
    // Фома Неверов
    Андрей Новашов, спасибо за наводку. Какие-то случайные сказки из Афанасьева читал (и просто «русские», и «заветные»), а теперь буду книжку заказывать.
Комментировать: