Погода
на 26 июля
22°C
Курс валют
на 25 июля
$ 59.99
69.99
Ваш город:
Андрей Новашов

Быть суеверным – плохая примета

Грядёт пятница, 13-е. Уже третья в этом году! Кемеровский психотерапевт, кандидат психологических наук и доцент КемГУ Геннадий Авилов рассказал, почему и в ХХI веке люди по-прежнему верят в дурные приметы, и как можно справиться с такими фобиями.

— Мы знаем о мире гораздо больше, чем наши предки столетия назад. Но, по-моему, суеверных людей меньше не становится. Развитие науки, уровень образования на распространение суеверий абсолютно не влияют?

— Наверное, влияют, но всё очень индивидуально. – рассуждает Геннадий Михайлович. — На самом деле, каждый человек выстраивает свою картину мира, и, соотнося факты, эту картину постоянно достраивает, дополняет… Вообще суеверия идут, наверное, из детства.

— Суеверные люди инфантильны?

— Не всегда. Но суеверие – это некое инфантильное действие; способ переложить на внешние обстоятельства, на сверхъестественные силы ответственность за свою жизнь, за свои поступки.

Психотерапевт Геннадий Авилов

— Суеверие – стремление избежать ответственности?

— Будет слишком категорично сказать, что это всегда так. Бывают разные ситуации. Есть же границы познанного и непознанного. И если сегодня в моей картине мира не осталось места для чего-то божественного или сверхъестественного, то это не значит, что завтра ничего не изменится. Нельзя отрицать всё заранее и говорить, что есть только одна правда, только одна правильная картина мира. Но с точки зрения психотерапии суеверия – это как раз отказ от ответственности: не встречаться со страхом, переложить ответственность на какие-то внешние обстоятельства.

— Но суеверный человек, проснувшись утром 13-го числа, или встретившись с чёрной кошкой, чувствует вовсе не облегчение, а тревогу.

— На самом деле, это тоже про ответственность: человек или берёт её на себя, или нет. Мы живём в постмодернистком мире. Высокий уровень развития науки не означает, что все люди знакомы с её достижением. У многих не целостная, а мозаичная картина мира, которая связана с неуверенностью. Неуверенному в себе и в мире человеку проще поверить в какой-то обман… Кроме того, с суевериями может быть связана некоторая вторичная выгода: я сегодня вот такой весь из себя несчастливый, зато меня кто-то пожалеет. Или: могу в «несчастливый день» вообще ничего не делать. Или позволить себе то, на что вообще-то не имею права, например, напиться. Ничего, дескать, у меня не получается, но я не виноват: это всё 13-е число! Такие вот игры с ответственностью.

— Ограниченность обывателя – почва для развития суеверий?

— Современная наука предлагает постнеоклассический подход к миру: разные теории имеют равное право на существование. Нужно обладать очень хорошим образованием, иначе границы размываются. Дилетантский подход неоправданно упрощает картину мира. Вспомните Митрофанушку из фонвизинского «Недоросля», который говорил, что если дверь прилагается к косяку, тогда эта дверь уже не имя существительное, а имя прилагательное. И он абсолютно уверен, что изрекает глубокие и правильные мысли. Дилетант не обладает ни научным, ни религиозным сознанием. В его случае можно говорить о сознании мифологическом. Когда картина мира мозаична, в ней легко находится место для всяких сверхъестественных сил. Разумеется, суеверия будут процветать!

— Но даже очень образованные люди не свободны от суеверий. Во всяком случае, к такому выводу можно прийти, если посмотреть фильмы о физиках или конструкторах космических кораблей. У них куча ритуалов, которые они выполняют перед пуском корабля или опасным экспериментом.

— Я не тот, кто знает ответы на все вопросы. Но у меня есть по этому поводу некоторые соображения. Знания о мире и уровень мировоззрения, самосознания – это не одно и то же. Не все учёный занимаются самопознанием, их сознание тоже может быть мифологизированным.

— Как справляться с суевериями?

— У меня есть знакомая, у которой все приметы про деньги. Зачесалась рука, перебежала дорогу кошка любой раскраски, побежала рядом собака – всё к деньгам. Она занимается бизнесом, преуспевающий человек. Сконструировала для себя, что все приметы – к хорошему. Рассказал об этом, чтобы доказать: мы сами выбираем, во что верить. Я советую тем, кто верит в плохие приметы, подумать о чём-то хорошем, опереться на то, в чём он уверен. Когда ко мне как к психотерапевту обращаются с просьбой уменьшить беспокойство, кажущееся беспричинным, я всегда разбираюсь, что именно беспокоит человека. Тревога – это осознание некоей опасности. И чёрная кошка или «несчастливое число» являются только предлогом для того, чтобы осознать эту тревогу, которая у тебя и так есть, и она всплывает и расцветает буйным цветом. И если ты продолжаешь не признаваться себе, что тревожит тебя, например, недоделанная работа, то тревога становится непривязанной. И ты уже начинаешь тревожиться про всё. Твоё поведение дезорганизуется, и в этом состоянии действительно можно нажить новые неприятности.

— — —

— Некоторые психологи считают, что с суевериями не надо бороться, и даже видят в них некоторую пользу. По их мнению, суеверия как-то связаны с интуицией.

— Бороться в этом случае утомительно, а иногда даже разрушительно. Надо просто идти навстречу: признать тревогу и попытаться разобраться, в чём её настоящая причина… К интуиции я отношусь уважительно. Интуиция – это, скажем так, ответ, получаемый сразу, без логической цепочки. Некая работа мозга, которая осталась за скобками сознания. Интуиция – это эмоционально заряженное знание, целостный ответ организма на то, что происходит в окружающем мире. Нужно доверять своим чувствам, доверять интуиции, не игнорируя и доводы разума. Но интуиция и суеверие – это совершенно разные вещи. Личный выбор каждого человека: управлять своей жизнью, или отказываться от этого и подчинять свою жизнь суевериям. Когда окажется, что из страха перед 13-м числом или чёрной кошкой человек упустил какие-то важные возможности, винить будет некого… Хотя такой зависимый человек всё равно найдёт, кого винить. Но на самом деле ответственность лежит только на нём самом. Я так это вижу, и пользы от суеверий не нахожу. Это всё равно, что говорить о пользе от зубной боли. Если болит зуб, мы же не будем сидеть и ждать, когда всё само пройдёт. Мы обратимся к врачу. Так и с суевериями: надо не идти у них на поводу.

— Насколько понял, вы — ярко выраженный сциентист, сторонник научной картины мира. Вы сами абсолютно свободны от суеверий?

— Нет. У меня было самое обыкновенное детство, которое я провёл в деревне. В моём воспитании принимали участия бабушки. И я тоже не вполне свободен от суеверий. Но стараюсь их отслеживать и не давать суевериям собой управлять. А что касается пятницы тринадцатого – я её даже не замечаю…

Вместо послесловия

Верящие в приметы полагают, что 13, «чёртова дюжина» — число уже само по себе зловещее. На пятницу этот день в среднем выпадает раз в 223 дня. Но в нынешнем году таких «чёртовых» пятниц сразу три – в феврале, марте и ноябре.

Учёные придумали специальный термин, обозначающий специфический страх, связанный с ожиданием неудач в пятницу, тринадцатого — «параскевидекатриафобия» (от двух греческих слов). Церковь не поощряет суеверий. Однако «нехорошим» число 13 считается во многом благодаря христианской мифологии. Иуда — тринадцатый сотрапезником на Тайной вечере. О его предательстве повествует тринадцатая глава Евангелия от Иоанна. Тринадцатая глава Апокалипсиса говорит об Антихристе. Впрочем, число 13 казалось несчастливым еще в дохристианскую эпоху. Подтверждения этому можно найти в трудах Гомера и Цицерона.

Стереотип, что тринадцатый день месяца особенно зловещ, если приходится на пятницу, завладел умами в начале двадцатого века, после выхода в свет романа писателя Томаса Лоусона, который так и назывался «Пятница, тринадцатое». Речь в романе шла о махинациях на фондовой бирже.

В новейшее время сочетание названных числа и дня недели дало название нескольким фильмам, серии комиксов, рок-фестивалю и даже компьютерному вирусу (такая вот сомнительная шутка виртуальных хулиганов).

В пятницу, тринадцатого произошло несколько крупных катастроф и «в реале». Последняя три года назад: 13 января 2012 года потерпел крушение лайнер «Costa Concordia» с четырьмя тысячами пассажиров на борту. В пятницу 13 октября 1972 года в Андах разбился самолёт FH-227. Выжившие ждали помощи два с половиной месяца. Среди них отмечены случаи каннибализма… Впрочем, катастрофы случаются в разные числа и в разные дни недели, и, например, «Титаник» затонул не в пятницу и не тринадцатого.

Некоторые исследователи считают, что в пятницу тринадцатого с миром и впрямь твориться что-то неладное. Но в научных кругах такие пессимисты и мистики в меньшинстве. Гораздо больше учёных убеждены: в «нехорошие» дни неудачам подвержены только те,  кто подчиняет свою жизнь суевериям. Срабатывает простой механизм: чего человек боится, то с ним в конце концов и происходит.

Оценить запись:
Рейтинг записи - 3.50 /5 (4 оценки)
Поделиться:
Комментарии
  • Алексей Протасов
    // Алексей Протасов
    Есть что-то в ажиотаже, связанном с пятницей 13-го, схожее с днём св.Валентина и хэллоуином. В духе западного офисного сознания и мировоззрения современных подростков, подверженных влиянию соцсетей.
Комментировать: