Погода
на 18 октября
1°C
Курс валют
на 17 октября
$ 57.36
67.47
Ваш город:
Андрей Новашов

Береста: авангард и эротика

То, что в газету не попало

Прокопчане погружаются в «Берестяную сказку». Так называется выставка, которая работает в прокопьевском культурно-выставочном центре «Вернисаж». Писал о ней в газету, но газетная публикация предполагает ограничения. По объёму и не только. Поэтому поделюсь некоторыми «неформатными» наблюдениями и размышлениями с читателями «Нового Кузбасса». В чём-то повторю свою газетную публикацию. Но, во-первых, не полностью. Во-вторых, не все же читали. Снимок для затравки.

Вот какая информация показалась редакции газеты (другой, не той, о которой писал в прошлом посте) то ли ненужной, то ли непонятной. Из текста её вычеркнули. Это не просто выставка, а областной смотр-конкурс. И организовали его не прокопьевские художники, а Департамент культуры и Кемеровский областной центр народного творчества. Областные смотры-конкурсы декоративно-прикладного искусства проводились и раньше, но смотр исключительно для берестянщиков в Кузбассе устроили впервые. В сентябре победителям вручат дипломы. Как говорят сотрудники «Вернисажа», и масштабных всекузбасских выставок берестяных дел мастеров не случалось давно.

Многие думают, что из бересты можно сделать только предметы сугубо утилитарные. По-моему, и большинство журналистов разделяет это заблуждение. На самом деле, береста – природный материал, который будоражит воображение художников. Вот, например, размышление в бересте прокопчанина Рашита Багаутдинова на вечную тему, которую Киплинг сформулировал так: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись». Эта «берестяная головоломка» так и называется «Восток и Запад».

Двуликая перекладина, венчающая композицию, — это, видимо, Россия, где смотрящие в разные стороны Восток и Запад всё-таки объединяются.

Берестяная философия от кемеровчанина Юрия Лазарева. Работа называется «Хранитель».

Предлагаю рассмотреть фрагмент поближе.

В прошлом посте писал, что архаика и авангард смыкаются. Остаётся только повторить эту мысль применительно к выставке. Футуристический механизм — многослойная берестяная композиция кемеровчанки Анастасии Алексеевой «Взгляд из прошлого в будущее».

Древний природный материал рифмуется не только со славянской мифологией. «Кельтский календарь года» прокопчанки Марии Золиной.

«Ловец снов» прокопчанки Арины Им.

У меня такие «грёзоуловители» ассоциируются в первую очередь с культурой индейцев. А знаки на фигурках вообще напоминают рунические письмена.

Настоящий «уголок язычника»: тотемные столбы с масками и шаманские бубны. Всё из бересты. Работы кемеровчанок Софьи Хлебниковой и Виктории Щегловой.

Посмотрим поближе.

Маски на столбах.

Бубны.

Посетители очень любят в этом языческом уголке фотографироваться.

Ещё шаманское. «Камлание» Юрия Лазарева.

Иконы на бересте тоже пишут.

Природа и сама создаёт на берёзовой коре изображения. Эти рисунки умеет видеть Любовь Чирятьева из села Сарбала Калтанского городского округа. Вставляет в рамы фрагменты коры, почти ничего не добавляя. Работа «Купание слонов».

С другой работой этой художницы – «Вечерний дождь» — вышла забавная история. Придя в КВЦ «Вернисаж» в качестве журналиста, увидел её такой.

А через несколько дней работу повернули.

По-моему, и так и так хорошо.

Виктор Хворостинин из Берёзовского работает в смешанной технике – «береста, дерево, резьба, роспись». Его творчество перекликается с традициями лубка и живописью художников примитивистов. «Деревенский мотив».

Простите за качество этого и других снимков. У меня цифровая «мыльница».

Наверное, есть какое-то нерасторжимое родство между птицами и берёзами. Во всяком случае, на выставке не меньше десяти скульптур, увековечивающих пташек. Работа прокопчанина Олега Комарова «Гриф». Береста + корнепластика.

Смотрительница «Вернисажа» почему-то этого обаятельного грифа боится. Но по моей просьбе птичку достали из под стекла.

Есть и скульптуры, полностью выполненные из бересты. Например, вот этот «Петушок с бубенцами» Рашита Багаутдинова.

С Багаутдиновым много лет назад делал интервью. Он входит в творческое объединение «Прокопьевская береста», существующее уже 27 лет. «Прокопьевская береста» — бренд если не всемирный, то уж точно всероссийский. Четверть века назад профессиональные художники отправились в экспедицию по сибирским деревням, чтобы узнать секреты работы с природным материалом. Настоящие берестянщики, например, никогда не используют клей. Однако прокопьевские мастера не копируют народное творчество, а его переосмысливают. Багаутдинов, отвечая на мои вопросы, сказал примерно следующее: «Наверное, гениальнее берестяного туеса уже никто ничего не придумает. Но мы – люди, отягощённые знанием мировой художественной культуры. И загонять нас «в традицию» бессмысленно».

Примерно четверть работ, представленных на дейсвующей сейчас в Прокопьевске областной выставке, выполнены участниками ТО «Прокопьевская береста» и кемеровчанами, которые учились у первого руководителя этого творческого объединения, ныне перебравшегося в областной центр – Евгения Животова.

Мариинск — ещё один кузбасский город, где любят и умеют работать с берестой. И вот с этим вышла заминка. На выставке в Прокопьевске увидел только две работы мариинского мастера Александра Панова – «Улыбка» и композицию из трёх туесов «Берёзовики».

Сотрудники «Вернисажа» говорят, что мариинские мастера сейчас больше работают с другими материалами.

Но некоторые читатели ещё помнят последнее слово в названии этого текста. Как в старом анекдоте: «Слайды давай!». Работа Евгения Животова называется «Пауза».

Увековеченная в бересте посткоитальная истома. То ли эротический юмор, то ли юмористический эротизм. Любители слайдов, конечно, разочарованы. Но я же обещал эротику, а не порнографию.

Самым юным посетителям эту работу, конечно, никак не комментировали. Для них устроили мастер-класс. Учили делать из тряпочек и кусочков берёзовых веток куклы-обереги.

Ваня, как и другие детсадовцы, упорно называл свою куклу Красной Шапочкой.

А этот оберег-погремушка из бересты — экспонат выставки.

Оценить запись:
Рейтинг записи - 4.20 /5 (5 оценок)
Поделиться:
Комментарии
  • Василий Попок
    // Василий Попок
    Все работы — прелесть.
    В самом материале что-то душевное, тёплое. И техника не задрипанная частым употреблением.
    Спасибо за публикацию.
Комментировать: