В Нижегородской области более ста заключенных исправительной колонии №14 обратились к членам ОНК с заявлениями о пытках, вымогательствах, психологическом давлении, сообщается на сайте Комитета по предотвращению пыток.
Чаще всего заявители жаловались на приближенных к администрации осужденных, которые фактически выполняли властные функции в колонии: самостоятельно наказывать заключенных, а также свободно перемещаться по территории учреждения.
По словам осужденных, наказание можно было получить за такие нарушение режима, как незаправленная кровать или расстегнутый воротничок, а также за попытки обратиться с жалобой в различные инстанции.
По словам правозащитников, "Нередко с осужденных "выбивали" и явки с повинной в преступлениях, которые они не совершали. Применялись пытки, многие осужденные пожаловались, что их били по пяткам черенком от лопаты, чтобы не оставалось видимых телесных повреждений. Осужденные также показали крюк, вбитый в потолок, за который подвешивали людей вверх ногами и били. Некоторые осужденные утверждали, что им выбили зубы и сломали пальцы".
Кроме того, на заключенных оказывалось психологическое давление: их заставляли с утра до ночи чистить санузлы, утрамбовывать землю тридцатикилограммовым бревном, таскать воду с первого на второй этаж. При этом никакого практического смысла такие работы не имели, их целью было лишь унизить осужденных и подавить их волю.
Жалобы, которые касаются применения насилия к осужденным, обобщены и будут направлены для проверки в Следственный комитет.
Жалобы касающиеся нарушения трудовых прав будут направлены в прокуратуру. Жалобы осужденных на отсутствие или некачественное оказание медицинской помощи собираются направить в медицинскую часть ГУФСИН России по Нижегородской области.
Между тем, по мнению членов Общественной наблюдательной комиссии Кемеровской области, главные проблемы в местах принудительного содержания заключенных в Кузбассе — трудоустройство, медицинское обслуживание, повышенная смертность.
В настоящее время в учреждениях ГУФСИН России по Кемеровской области находится около 18 тыс. осужденных, из них 15 тыс. трудоспособных. Однако трудоустроено лишь около 6 тыс. человек. По словам председателя ОНК Кемеровской области Николая Янкина. «Подавляющее большинство заключенных хотят работать, но им нужно оказать содействие».
За последние 3 года в учреждениях системы ГУФСИН по Кемеровской области умерли 306 человек. В отношении 124 из них в суд были представлены материалы об освобождении осужденного от отбывания наказания в связи с наличием тяжелого заболевания. 40 осужденным суд в освобождении отказал, 14 из них скончались. Еще 44 человека не дожили до суда. По мнению Янкина, число освобожденных в связи с тяжелой болезнью несоизмеримо с числом умерших с числом умерших в местах принудительного содержания.
Как отмечают представители ОНК, учащаются случаи смертельных исходов осужденных с тяжелыми, неизлечимыми болезнями, которые в перечень не входят, и суды на этом основании отказывают в удовлетворении ходатайства об освобождении. Кроме того, на показатели смертности в местах принудительного содержания косвенно влияют длительные сроки рассмотрения ходатайств судами и вступления решения об освобождении в законную силу.
ОНК отмечает рост количества жалоб от осужденных и их родственников, связанных с оказанием медицинской помощи: недостаточной квалификацией медперсонала и проблемами выдачи заключенным необходимых медикаментов.