Погода
на 23 мая
9°C
Курс валют
на 23 мая
$ 61.71
72.2
Ваш город:
Андрей Новашов

Трагическая клоунесса

Сегодня, 19 апреля, день рождения Умки (Анны Герасимовой) – легенды рок-анденраунда. Остановился на определении, пожалуй, слишком пафосном. Но любые окажутся неточными. Ярлыки к ней не приклеиваются. Умка – она и есть Умка. Пять лет назад она впервые приезжала в Кемерово с концертом. Пела и читала стихи в театре «Встреча», которого, по сути, больше нет. Писал о том концерте для газеты. Предлагаю тогдашний текст вашему вниманию.

Концерт Умки (Анны Герасимовой) состоялся в театре «Встреча» в КемГУ. Умка принадлежит к числу поющих филологов. Её песни – неотъемлемая часть мифологии советских хиппи. Это первое выступление московской рок-певицы в Кемерове. Творчеством и научной деятельностью Анна-Умка занимается попеременно: то сочиняет и поёт, то исследует.

Лет пять назад был на концерте Умки в Томске /то есть в 2009-м — сегодняшнее примечание/. Тогда поинтересовался:

– В вашей песне есть такие строчки: «Умка запретила авангард, Умка отменила Интернет…» А что ещё удалось сделать?

– Поставить на уши весь этот мир! – ответила  после недолгого раздумья.

Фотографий с того выступления у меня не сохранилось. Нашёл в интернете кемеровскую афишу. Честно говоря, уже не помню, видел ли её перед концертом.

Короткая справка для тех, кто не в теме. Анна Герасимова с красным дипломом окончила литературный институт им. Горького. В аспирантуре её научным руководителем была Мариэтта Чудакова (пожалуй, главный в нашей стране специалист по творчеству Михаила Булгакова). Герасимова – автор первой в Советском Союзе диссертации, посвящённой творчеству полузапрещённых в те времена поэтов – Даниила Хармса и Александра Введенского. «Проблема смешного в творчестве обэриутов» – так называлась научная работа. Анна подготовила к печати более десятка изданий обэриутов. Кроме того, она свободно владеет английским и литовским, перевела на русский стихи некоторых литовских поэтов и книги американского писателя-битника Джека Керуака «Бродяги Дхармы», «Биг Сур».

В кругах неформалов фамилия «Герасимова» не у всех на слуху. Здесь она больше известна как Умка – это её системное имя и творческий псевдоним. Рок-певица рассказывает, что её так окрестили, потому что очень умная. Интеллекта и эрудиции Анне действительно не занимать. Но в глаза в первую очередь бросается сходство с мультяшным медвежонком: невысокая, подвижная, открытая, общительная и непосредственная.

Умка не имеет никакого отношения к шоу-бизнесу. Это принципиальная позиция. Её творчество –  действительно некоммерческая музыка.

/Ещё нашёл в сети видео – фрагмент кемеровского выступления. Скриншот оттуда.

В молодости ездила на выступления в другие города автостопом. (К слову, таким же способом она выбиралась и на научные конференции, к немалому удивлению «цивильных» коллег-филологов.) Как настоящий уличный музыкант, не брала платы за вход. Вместо этого пускала по рядам зрителей шляпу, чтобы каждый положил в неё столько, сколько считает нужным. Играла и собственно «на стриту», в частности, на московском Арбате.

Умка на стриту

С годами не очень изменилась. Стопом, правда, уже не ездит. Путешествует в плацкартных вагонах. Но цену билета на концерт старается сделать минимальной и всегда готова «вписать» тех зрителей, у которых даже таких денег нет. Из-за этого нередко возникают проблемы у организаторов выступлений, но жить по-другому Умка просто не может, не умеет.

Она не устанавливает никакой дистанции между собой и публикой. Так было и в Кемерове. Ещё до начала концерта любой мог с ней пообщаться. На разбитом пианино, которое не стали убирать со сцены, певица разложила свои компакт-диски. Желающие покупали за символическую цену, Умка расписывалась на обложке.

– Пирожки, горячие пирожки! – «зазывала» певица.

В красной рубахе навыпуск, в «детских» круглоносых ботинках на шнурках, она походила на клоунессу.

У Умки есть собственная группа, с которой она записывает студийные альбомы и выступает. Но в последнее время чаще гастролирует одна. На кемеровском выступлении из всего «реквизита» – только гитара, микрофон, усилитель и колонки. Публика разместилась на стульях, установленных прямо на сцене. Некоторые сели чуть выше – на ступеньки, где обычно стоят стулья для зрителей. Атмосфера квартирника (в 70-е – 80-е годы в СССР квартирниками называли полулегальные выступления рок-музыкантов, проходившие у кого-то дома).

На некоторых компакт-дисках Умка пишет: «Все права якобы защищены. В каждом заборе должна быть дырка». Перед тем как начать петь в Кемерове, рок-певица обратилась к залу:

– Сразу предупреждаю: фото– и видеосъёмка категорически… разрешены!

«А я ничья. Как вода ручья. Как эти слова. Как эта трава. А ты ничей. Как стая грачей. Как зеленые холмы. Как конец зимы!» – начала Умка со своей старой песни, которую многие из тех, кто пришёл на концерт, лет восемнадцать назад слушали с самопальных магнитоальбомов. Не все тогда представляли, как выглядит автор. Интернет ещё не был общедоступным.

Рок-певица даёт по сто концертов в год. Не только в России, но и в бывших союзных республиках, а также в Германии, Израиле, США. В нашем городе оказалась благодаря двум кемеровчанам – Марине Исраиловой и Руслану Семаеву. Первая пригласила Умку в столицу Кузбасса, второй не поленился встать в четыре утра, чтобы на своей машине приехать в Новосибирск, куда Умка прибыла с концертами. На один день Руслан «украл» её у новосибирцев. В общем, спасибо этим двум душевным людям, а также театру «Встреча», который бесплатно предоставил площадку для выступления.

Как уже упоминал, Умка время от времени прерывает концертную деятельность и возвращается к научным исследованиям. Но не нужно думать, что филолог Анна Герасимова и уличный музыкант Умка существуют независимо друг от друга. В её песнях и стихах – прямые и косвенные переклички с поэзией Пушкина, Есенина, Пастернака, Мандельштама, Бродского. «Научилась писать так просто, что сложнее уже не могу», – призналась Анна в одной из песен.

Рок-певица не очень-то жалует российских бардов, но есть исключения. Например, Владимир Высоцкий. На кемеровском концерте исполнила «несуществующую песню Владимира Высоцкого к несуществующему фильму «Человек-амбиция»». Честно говоря, увидев этот текст напечатанным, легко бы мог поверить, что это какое-то неизвестное произведение Владимира Семёновича.

В театре «Встреча» прозвучали песни из последнего альбома. В частности, заглавная – «Весёлая жизнь»: «В небесах Гагарин летит, скалится в бессрочную тьму. А на льду Папанин сидит, машет рукавицей ему. В США беснуется джаз. В поле кукуруза растет. Африка стоит на ушах, под землей шахтеры поют. А у нас веселая жизнь…» Кроме своеобразной квинтэссенции советского периода истории, в этой песне автор предлагает нечто вроде краткого пособия по истории русской литературы: «Пушкин за границу бежит, Гоголю не спится в гробу, Бродский на дурдоме лежит, Летов вылетает в трубу». Такая вот весёлая жизнь.

Фото для альбома «Весёлая жизнь»

Умка сочиняет не только песни. Последние восемь лет выходят её книжки… В самиздате, разумеется. Во втором отделении она на время отложила гитару, чтобы почитать свои сочинения. Посвятила целый цикл героям сказки «Золотой ключик». В персонажах легко угадываются наши соотечественники и современники, ровесники поэтессы. Арлекин уехал в Америку, где стал то ли программистом, то ли веб-дизайнером («Он теперь помощник компьютера»). Остальные продолжают жить на родине. Постаревший Буратино превратился в неприкаянного маргинала «в прохудившихся башмаках, в рваной курточке, в колпаке линялом». Впрочем, его такая жизнь вполне устраивает. Пьёт граппу и слушает Фрэнка Заппу. Не лучше дела и у Пьеро, который по-прежнему безответно влюблён в Мальвину. Последней больше нравится Буратино. Предложила жениться, но деревянный отказался: «У тебя уютно – тут не поспоришь. Но опять же, Пьеро – мой давнишний кореш, не хотелось бы с ним краями. У тебя васильки, у меня крапива, так что дай-ка лучше сольдо на пиво, и останемся мы друзьями».

Одна из книг Умки называется «Стишки для детей и дураков». Советские «дети цветов», не приспособившиеся к новым реалиям, не желающие взрослеть дети – или..?

Настоящим реквиемом поколению звучат строки Анны: «Так и водят они хоровод привычный – деревянная кукла и две тряпичных. Позабыли страшного с бородой. Мы о них зачем-то все больше знаем, и несется кругами с веселым лаем черный пудель, почти седой».

Выше сравнил Умку с клоунессой. Остаётся уточнить – она клоунесса трагическая. Умеет писать о смешных вещах всерьёз, а о серьёзных – с иронией. Редкий дар.

Андрей НОВАШОВ

ВРЕЗКА:

Байка про Умку

Непродолжительное время Умка преподавала в вузе. Это чистая правда. А вот за достоверность следующей истории поручиться не могу. Рассказывают,

что однажды ей то ли некогда было вести семинар, то ли просто не хотелось. Зашла в кабинет, где её ждали студенты, молча сожгла лист бумаги и спросила:

– Вопросы есть?

Все удивлённо молчали, и только один студент не растерялся:

– Есть!

И точно так же сжёг какую-то бумажку.

– Это не вопрос, это реплика, – парировала Умка и покинула кабинет.

Даже если это выдумка, такую байку могли придумать только про неё.

P. S.

Напомню, этот текст о кемеровском концерте Умки был написан в 2013-м.

Песни и стихи Умки можно найти на её сайте.

Оценить запись:
Рейтинг записи - 5.00 /5 (2 оценки)
Поделиться:
Комментарии

Комментариев пока нет.

Комментировать: