Погода
на 26 сентября
4°C
Курс валют
на 25 сентября
$ 57.33
68.05
Ваш город:
Андрей Новашов

Сверхреальность или «Остановись, мгновение!»?

В этот день, 22 августа, родился знаменитый фотограф Анри Картье-Брессон – автор «теории решающего момента»… Которая, признаться, мне никогда не нравилась. Накануне нашёл, наконец, время посмотреть документальный сериал ВВС «Дух фотографии», в котором небанально рассказывается как о последователях Брессона, так и о его оппонентах. Поделюсь некоторыми мыслями, навеянными фильмом.

«Дух фотографии» вышел в 2007-м. Шесть серий, каждая по часу. Благодаря интернету, самой разной информации становится всё больше, и всё сложнее в ней ориентироваться. Думаю, ни я один этот фильм в своё время пропустил, и есть смысл о нём напомнить. Буду говорить о фотографах, попавших в поле зрения авторов документального сериала, но этот текст – не пересказ фильма. Большинство цитат, которые здесь приведу, взяты из других источников.

Вот о чём то ли не захотели, то ли не успели рассказать авторы «Духа фотографии». Появление сначала плёночных, а потом и цифровых «мыльниц», а затем и социальных сетей, где «фотки» выкладываются в промышленных масштабах, отодвинуло художественную фотографию на периферию сознания. Фотографию сейчас рассматривают одну-две секунды: если на снимке знакомое лицо или забавная ситуация – поставил «лайк», и листаешь ленту новостей дальше. Как мне кажется, в массовом сознании художественная фотография занимала сколько-нибудь значительное место очень короткий период – с 70-х до середины 90-х годов прошлого века. Долгое время к ней относились как к какому-то фокусу-приколу или как к «недоживописи». А в последние годы, как уже говорил, фотопоток стал настолько широким, что уже нет времени для рефлексии. Кто будет разбираться в направлениях, в особенностях подхода? Вроде бы «фотка» — она и есть «фотка». «Ты делаешь снимок, но люди не всегда его понимают. Считается, что фотография делается ради шутки, чтобы застать человека, ковыряющегося в носу, врасплох», — иронизировал фотограф Уильям Кляйн, сделавший свои самые знаменитые снимки в 50-х – 60-х годах. Вот некоторые из них.

Кляйн делал снимки в мегаполисах разных стран. Обыватели и консервативные арт-критики приняли его работы в штыки. В интернете нашёл информацию, что его фотоальбом «Нью-Йорк» до сих пор не издан в США (вероятно, позже запрет на публикацию всё-таки был снят).

Уильям Кляйн не разделял взглядов Картье-Брессона: «Я всегда старался делать то, чего избегал Картье-Брессон. Он фотографировал, не вмешиваясь, оставаясь невидимым. Я же старался быть заметным, насколько это возможно».

Искусствоведы относят Кляйна к группе, за которой закрепилось условное название «Нью-Йоркская школа фотографии». Как и Роберта Франка, которого можно назвать фотографом-битником. Его снимки перекликаются с текстами Уильяма Бёрроуза,  Аллена Гинзберга, Джека Керуака. Последний – автор термина The Beat Generation – написал предисловие к фотоальбому Роберта Франка «The Americans»: «Это сумасшедшее ощущение от Америки — когда улицы раскалены на солнце, и музыка звучит то ли из музыкального автомата, то ли с похорон. Вот что схватил Роберт Франк в потрясающих фотографиях, […] живо, загадочно, гениально, с грустью и необыкновенной таинственностью тени фиксируя сцены, никогда до того не виданные на пленке».

Фото Р. Франка «Мальчик читает газету с заголовком «Мэрилин мертва»

Фото Р. Франка «Родео в Нью-Йорке»

Фото Р. Франка «Парад в Нью-Джерси»

Американский флаг затеняет или даже вовсе заслоняет лица обывателей сверхдержавы. На обложку названного альбома Франк поставил вроде бы не самый эффектный снимок (фото ниже). Однако современники сразу понимали, о чём это. На фотографии автобус с разделением мест для «цветных» и для «белых». Сегрегация.

«Меня часто обвиняют, что я сознательно искажаю факты, чтобы они соответствовали моей точке зрения. Это отчасти правда, ведь фотограф не может наблюдать жизнь безучастно. – рассуждал Франк, — Его мнение — своего рода критицизм. Но критицизм может быть и от любви».

Подобно Джэку Керуаку, написавшему знаменитый роман «В дороге», Роберт Франк много колесил по стране. В одном штате шериф потребовал, чтобы фотограф в течение часа покинул территорию этого штата. А в Арканзасе его и вовсе арестовали, заподозрив в шпионаже.

Но дело не только в том, что Франк и Кляйн в глазах американских обывателей выглядели диссидентами. И не только в том, что именно попадало в объективы их фотокамер. Не менее важна и собственно эстетическая составляющая. Их снимки «неправильные»; принципиально антикитчевые. Взгляд на мир у фотографов нью-йорской школы разительно отличался от стандартов репортажной фотографии первой половины ХХ века.

И ещё один важный момент. Общепризнанно, что литература, музыка, живопись и даже относительно молодой кинематограф влияют друг на друга. А художественная фотография вроде бы стоит особняком, как некая «вещь в себе»; если развивается и эволюционирует, то по каким-то собственным законам. Сопоставление фотографов нью-йоркской школы с литературой битников разрушает этот стереотип. В фильме «Дух фотографии» проводится ещё одна интересная аналогия: фотографии Франка – это мрачный блюз, а снимка Кляйна – бибоп.

Вообще эта тема – «Фотография и другие искусства» — сквозной линией проходит через весь документальный сериал, хотя понимаешь это не сразу. На рубеже позапрошлого и прошлого веков возникла дискуссия: должна ли фотография следовать за живописью, или новому искусству требуются собственные средства выразительности? Ман Рэй – фотограф, не оставивший и занятия живописью, — для себя ответил на этот вопрос так: «Я фотографирую вещи, которые мне не интересно рисовать: вещи, которые уже существуют». Единомышленник Марселя Дюшана, Ман Рэй входил в круг дадаистов и сюрреалистов. Для него фотография – экспериментальное поле.

Ман Рей. «Девушка в бутылке»

«Я натолкнулся на способ делать фотографии без аппарата: такие фотографии я называл «рейографами», — вспоминал экспериментатор.

Но самая неожиданная его находка – фотограф Эжен Атже. Это уличный парижский фотограф, который, наоборот, чурался любых экспериментов в фотографии. Техника, в которой он работал, даже в те времена считалась допотопной.

фото Эжена Атже

Сюрреалистов привлекали странные предметы, будто выпавшие из времени и пространства. А тут – не вещь, а человек-артефакт!

Эжен Атже. Снимок ученицы Ман Рея

Благодаря Ман Рею, об Эжене Атже и его фотографиях узнал весь мир.

Раз уж перепрыгнул из второй половины ХХ века в первую, задержусь здесь ещё немного. Одним из главных фотолетописцев Второй Мировой заслуженно считается Роберт Капа. Авторы «Духа фотографии» подробно рассказывают ещё об одном фотографе, о котором я прежде ничего не слышал, – Тони Виккаро. Капа – ценитель Хэмингуэя, мачо с фотоаппаратом, приезжавший на войну почти как на сафари. Виккаро – простой пехотинец, у которого и камера попроще, и взгляд на войну совсем другой. Любопытное сопоставление: несколько плёнок, отснятых Капой во время Нормандской операции, погубил нерадивый ассистент. У незнаменитого Викарро, разумеется, никаких ассистентов не было. Но отснятые им плёнки уничтожали военные цензоры.

Фото Тони Викарро

Военные снимки Викарро даже профессионалы оценили не сразу, а широкой известности они так и не получили. Его отношение к войне, выраженное через фотографии, многих и сегодня шокирует.

Фото Тони Викаро «German soldier returns home»

Но вернёмся к эпохе более близкой. В 80-е годы, когда я вступил в сознательный возраст, широкое распространение получила цветная фотография. И многие вообще перестали считать чёрно-белую фотографию достойной внимания (речь, разумеется, о непрофессионалах). Как рассказывают авторы «Духа фотографии», на рубеже 60-х – 70-х годов ситуация была противоположной: профессионалы не относились всерьёз к фотографии цветной. Цветная фотография в США известна с 30-х годов, но использовали эту технику исключительно рекламисты или любители. Одним из первых признанных фотохудожников, решившимся работать в цвете, стал Уильям Эгглстон. Известно его высказывание: «Мир создан цветным. С этим ничего не поделаешь». Но интересен он не только как пионер цветной фотографии. «Мне кажется, что неинтересно смотреть на фотографию, на которой изображен человек. – утверждал Эгглстон, — Гораздо интересней смотреть на изображение плодов человеческой деятельности».

Последний из приведённых здесь снимков авторы «Духа фотографии» анализируют подробно. Типичная душевая в заурядном мотеле. Но благодаря тому, что снимок сделан со вспышкой и цвета выглядят непривычно, в нём появляется скрытый смысл. Авторы фильма говорят об ассоциативной перекличке с нацистскими газовыми камерами.

И здесь надо сказать ещё об одном ключевом термине фильма – «сверхреальность». Всё-таки не «Остановись, мгновение!» (так называлось большинство фотоконкурсов в позднесоветскую эпоху; в каком-то смысле это отсылка к «теории решающего момента» Брессона), а умение передать с помощью фотоаппарата нечто большее, чем видит глаз человека.

В 30-е годы снимки фоторепортёров отражали реальность точнее любых словесных описаний. Но когда в распоряжении телевизионщиков появляются мобильные и автономные видеокамеры, репортажная (в привычном смысле слова) фотография теряет своё значение. Фотографы ищут новые темы. В частности, вторгаются в область, многие десятилетия отданную на откуп фотодилетантам, – семейную фотографию. "Pictures from Home" – так называется проект Ларри Султана. Он делал снимки своих родителей. Саркастический, в чём-то даже издевательский взгляд на рейгановскую реальность с её культом семьи и прочих «духовных скреп» и «традиционных ценностей».

Ещё радикальнее снимки Ричарда Биллингема, фотографировавшего спившегося отца, который, по словам самого фотографа, уже находился «за гранью жизни».

Одни называют эти снимки кощунственными, другие чувствуют во взгляде фотографа сочувствие и боль. Хрупок мир человека. В «Духе фотографии» редко звучит слово «гуманизм», но, как мне кажется, основная мысль фильма: фотография – гуманистическое искусство.

Из российских и советских фотографов в «Духе фотографии» упоминается, если мне не изменяет память, только Александр Родченко. Новатор от фотографии и сталинский пропагандист, снимавший «счастливых» заключённых на Соловках. Авторы обращают внимание на малоизвестный его снимок.

фото А. Родченко «Купание в тазу», 1937

Во-первых, интересное решение вопроса: фотография – объективное и беспристрастное искусство, или ярко выраженное авторское? Присутствие фотографа очевидно. Но – в качестве тени, нависшей над дочерью. Портретируемая закрывает один глаз. Дескать, всё вижу, да не всё замечаю! И дата съёмки показательна – 1937-ой.

И всё-таки про Анри Картье-Брессона, день рождения которого подарил мне информационный повод для этого текста. В «Духе фотографии» подробнейшим образом разбирается не самый вроде бы примечательный его снимок.

Париж. Вокзал Сен-Лазар. 1933 год. Современные фотографы, с которыми встретились кинодокументалисты, спорят, постановочный это снимок или сделанный случайно. Но все сходятся в том, что фотография эта провидческая, и в ней предсказано всё, что случится в Европе в ближайшие годы. Значение имеют даже надпись на афише и сломанный обруч в луже.

И несколько слов в заключение. Конечно, я даже не пытался рассказать о всех персонажах «Духа фотографии». Разумеется, в документальном сериале рассказано далеко не о всех выдающихся фотохудожниках. Это не энциклопедия, а, скорее, увлекательное культурологическое исследование с неожиданными параллелями. Авторы затрагивают и темы околоискусствоведческие.

— Почему фотографии, сделанные первыми «Кодаками», запущенными в массовое производство, круглые.

— Откуда вообще взялось название упомянутой фирмы.

— Кем и когда был сделан самый дорогой снимок и за сколько он был продан на аукционе.

— Как коллекционеры научились отличать старейшие фотографии от недавно напечатанных подделок (это из области физики).

— Почему один из самых знаменитых современных фотографов вообще не притрагивается к фотокамере.

Этот шестисерийный фильм я обнаружил и посмотрел благодаря тому самому интернету, который сделал фотографию самым тиражируемым из искусств. Что там с авторскими правами на фильм, не знаю. Но намёк вы поняли.

Оценить запись:
Рейтинг записи - 5.00 /5 (3 оценки)
Поделиться:
Комментарии

Комментариев пока нет.

Комментировать: