Погода
на 17 ноября
-5°C
Курс валют
на 17 ноября
$ 59.42
70.08
Ваш город:
Андрей Новашов

Прокопьевский вербатим под «Звуки тишины»

В афише Прокопьевского драматического новоё название – «Хорошие новости» Юлии Тупикиной. Эта полудокументальная пьеса, в основе которой интервью с жителями города. Мой текст о премьерном спектакле опубликован в блоге «Петербургского театрального журнала». Надеюсь, он будет интересен и читателям «Нового Кузбасса». К тому же есть информационный повод – Международный день театра.

Рецензия на прокопьевский спектакль «Хорошие новости»: http://ptj.spb.ru/blog/pozdnyaya-lyubov-vsadu-chernyx-kamnej/

И дополнительная информация для тех, кто о технике вербатим (буквальный перевод: «дословно») слышит впервые. «Вербатим зародился в Англии, в середине 1990-х годов, на волне современной драматургии, называемой «New Writing» (русскоязычный аналог — «Новая драма»). – сообщает интернет-ресурс «Альтернативная культура. Энциклопедия». — Жесткие, наполненные насилием и неадекватными героями пьесы ставились в первую очередь в британском театре Royal Court, ставшем полигоном нового драматургического письма. Именно представители этого театра привезли вербатим в Москву. В 2000 году в Москве Royal Court совместно с Британским Советом провел семинар «Документальный театр». В феврале 2002 года в Трехпрудном переулке, в подвале жилого дома, открылась постоянная площадка документальной драмы «театр.doc». Сами британцы, кстати, утверждают, что вербатим вдохновлен раннесоветским театром «Синяя блуза», где спектакли также ставились не по пьесам, а по сценариям, каждый раз заново создаваемым на актуальном материале».

Замечу, что «жесть» перестала быть отличительной чертой пьес-вербатимов, и прокопьевские «Хорошие новости» не эпатажны.

Московский Театр.doc, где ставятся документальные остросоциальные спектакли, в последние годы подвергается гонениям. Дом в Трёхпрудном переулке театру пришлось покинуть, и на этом скитания  DOCа не закончились. Основатели даже придумали шуточный слоган: «Театр.doc – театр, который переезжает».

Художественный руководитель Театра.doc – драматург и режиссёр Михаил Угаров — рассуждает о том, что такое вербатим: «По сути материал вербатима — это интервью, но не журналистское. Потому что журналистское интервью достает информацию из человека, а интервью в вербатиме достает из человека все: его психическое состояние, настроение. Метод сбора материала в вербатиме — задать определенный вопрос достаточно большому количеству людей. Ответы, казалось бы, должны быть похожи, но они получатся совершенно разными, полярно разными. Человек может говорить полную ерунду, но по контексту мы поймем, что с ним происходит драма. Тогда уже, грубо говоря, сам текст не важен. Мы что-то понимаем о нем не по тому, что он говорит, а по тому, как — как ошибается, какую лексику использует, как смешивает высокий и низкий стили». Полностью интервью, фрагмент которого процитировал, можно прочитать здесь.

Надо сказать, что над прокопьевскими пьесами-вербатимами работали очень известные драматурги. Первую часть трилогии – пьесу о тинейджерах «ПодростОК» — написал Вячеслав Дурненков. Это не первый опыт его сотрудничества с Прокопьевским драматическим. В 2010-м Марат Гацалов поставил в Прокопьевске пьесу Вячеслава Дурненкова «Экспонаты». С этим спектаклем театр стал лауреатом Национальной театральной премии «Золотая Маска».

Пьесу о тридцатилетних – вторую часть трилогии – написали Ярослава Пулинович и Полина Бородина – ученицы Николая Коляды. Пьеса Пулинович «Наташина мечта» побывала в афише, наверное, каждого второго российского театра. Бородина – автор пьесы «Болотное дело» (по интервью с родственниками осуждённых), поставленной в Театре.doc. В соавторстве Полина Бородина и Ярослава Пулинович написали пьесу «СашБаш», посвящённую Александру Башлачёву, которая идёт в екатеринбургском Центре Современной Драматургии.

Автор заключительной части прокопьевской вербатим-трилогии — «Хороших новостей» — Юлия Тупикина стремительно ворвалась на драматургический Олимп. Её пьесы попадали в шорт-листы, становились лауреатами и дипломантами престижных драматургических конкурсов: «Евразия», «Любимовка», Действующие лица». Прокопьевские «Хорошие новости» — первый для Тупикиной опыт обращения к технике вербатим.

Оценить запись:
Рейтинг записи - 5.00 /5 (3 оценки)
Поделиться:
Комментарии

Комментариев пока нет.

Комментировать: