Погода
на 22 сентября
5°C
Курс валют
на 22 сентября
$ 57.58
68.88
Ваш город:
Блог Фомы Неверова

Принудительная дихотомия

Два часа общался по скайпу со знакомыми учителями из Краснодарского края. Мы хотели о погоде, друзьях и ценах на гречу, но в компании более одного педагога уже через пять минут разговор скатывается в тему образования. И преподаватели, отдавшие жизнь своему многотрудному делу, задаются одним простым вопросом: «Для чего в современной России нужно высшее образование?».

Ничуть не утрирую: высшее образование превратилось в мираж, дым, фикцию. Уровень вузов низкий, но это не важно вообще. Никого не интересует уровень вуза. Просто высшее образование почему-то сделалось обязательным. То есть в нашем обществе, где все делятся на верующих и кощунников, патриотов и либералов, в обществе принудительных дихотомий, уже лет двадцать как существует деление на человека с высшим образованием и «вообще неудачника». «Зачем тянуть детей на ЕГЭ?» - этим вопросом задаются учителя, подбатывающие как раз-таки вытягиванием одиннадцатиклассников на нужный балл. Ну видно по ребёнку, что не стать ему ни доктором философии, ни блистательным инженером, иногда видно, что никем ему не стать, но родители и сами ученики в последние годы учёбы свиваются в единый клубок знаний. Нет даже речи о стремлении именно образовываться, учиться; цель одна – подготовиться к ЕГЭ, сдать и поступить. Например, в местный «МГУ» – Майкопский государственный университет, ставший меккой для «натасканных» егэшников. Смешно – учатся они, вымучившие свой заветный балл, сплошь платно, за огромные деньги, получают и дипломы и… И дальше учителя снова спрашивают себя, друг друга и меня: зачем? Зачем им эти дипломы юристов, экономистов, а то и, представьте себе, физиков с математиками, если не станут они ни с какими дипломами ни юристами, ни экономистами. Про физиков не будем, кому вообще нужны физики.

В лучшем случае богатые родители берут выпускников в свой бизнес или помогают основать новый, а малый и средний бизнес на российском юге связан всё-таки больше с торговлей, а не с индустриальными достижениями. И чего? Стоило угрохать несколько сотен тысяч рублей и пять лет жизни, чтобы добиться того, что тебе родители могли дать и без этого шаманского обряда? Спрашиваю педагогов: отчего же так падает наш уровень «вышки»? Отчего половина выпускников-экономистов впадает в ступор от вопроса «Кто написал «Капитал» Маркса», а примерно треть не могут отыскать квадратный корень из 100? Мне отвечают: оттого и падает. Старшеклассников тянут на ЕГЭ, студентов за их деньги «учат» так, чтобы они могли свободно и радостно проводить время, ни о чём не думая, ожидая диплома и папиного бизнеса или «блатной» должности в госорганах.

Дайте вы им этот бизнес без пятилетнего брачного периода, купите вы им нужную должность сразу в 16 лет, а вы, господа чиновники, пойдите навстречу. Потому что при таком раскладе талантливая молодёжь, та, что в самом деле хочет учиться и научиться, наконец-то получит высшее образование, а не тот же самый фарс, в котором приходится участвовать всем без разбору. Наверное, депутаты расслышали глас преподавателей и поняли, что пора взяться за вузы так, чтобы затрещало, лопнуло и потекло. И взялись, как водится, по-своему. Подарили обществу поправки к Трудовому кодексу о специальном образовании для всех. Полагаю, даже при крепостном праве конюх мог стать землекопом или даже кузнецом, обнаружив в себе соответствующие задатки. Не давал крепостным барин на всю жизнь удостоверения конюха. Нынешнее крепостное право обещает быть завершённым. Кажется, в чьей-то голове мелькнуло, что вот в советское время уровень и престиж высшего образования был куда выше, и работали все действительно по специальности. Как-то нужно вернуть эту пору прекрасную? Понятно, как – заставить снова всех работать по специальности.

Как обычно, перепутав причину со следствием. Я спрашиваю друзей-учителей: ну и как вы к этому относитесь, к этим обязательствам пирожников перед пирогами? Отвечают: никак, плевать, нас это не коснётся, мы и так все по специальности. Нет, одна математичка ведёт двухгодичные курсы «Фотошопа» по программе для инвалидов, другая, молодая учитель физики, носится по городу репетитором информатики… Нас всё это не касается.

Оригинал

Оценить запись:
Рейтинг записи - 5.00 /5 (4 оценки)
Поделиться:
Комментарии

Комментариев пока нет.

Комментировать: