Погода
на 24 ноября
-9°C
Курс валют
на 23 ноября
$ 58.43
69.21
Ваш город:
Андрей Новашов

Несмешная матрица и «деликатные методы»

Имя Кирилла Серебренникова на слуху, но не все понимают, почему судебное разбирательство получило такой резонанс, и за что «прессуют» режиссёра. Попробую объяснить, почему даже тем, кто далёк от современного искусства, есть дело до этого «дела».

Просматривая в соцсетях ленты «фрэндов», заметил, что у одних почти половина постов про Серебренникова, а на страницах других эта фамилия вообще не встречается. Объяснение простое: первые интересуются современным театром и кинематографом, у вторых другие приоритеты. По статистике в театр ходят три-четыре процента россиян. В театр авторский – и того меньше. Серебренников работает и в кино, но не блокбастеры снимает.

На худрука «Гоголь-центра» и куратора проекта «Платформа» Кирилла Серебренникова давили уже давно. Но настоящие гонения начались в мае этого года. В январе 2016-го, когда ситуация ещё не была критической, Серебренников дал не самое вроде бы резонансное интервью. С журналистом он встретился после новогодних праздников, и объяснил, почему не любит комедии Гайдая, мелодрамы Рязанова и «Голубые огоньки», которыми в праздничные дни пичкают телезрителей: «Все, что было смешно, уже не смешно. Любимые народные артисты тоже уже несмешные. Становится неудобно за некоторых… Все эти параноидальные пляски и шутки похожи на отчаянные попытки восстановить хорошее настроение с помощью тяжелых наркотиков. Это какая-то матрица, которая нас программирует жить вчерашним днем». И подчёркивает: «Я больше не хочу ностальгировать — я хочу жить в 21-м веке»; «Пора выходить из этой страшной временной петли». Режиссёр нападает, конечно, не на классиков советского кино, а на тех, кто фильмами этих классиков погружает общество в спячку. Реальность подменяется. Сочиняется миф о прошлом, не имеющий никакого отношения к истории советского периода. И в этот миф всех нас переселяют. Отсюда «духовные скрепы», «традиционные ценности» и прочая ретроградная риторика. Серебренников противостоит такому мифологическому мышлению (к слову, об этом один из лучших его фильмов – «Ученик»; не собственно о совке, но о совковости и догматизме). И, как мне кажется, именно этого Система ему не простила.

Упомяну несколько важнейших или неожиданных публикаций, посвящённых делу Серебренникова. Максимально внятно и коротко о ситуации – на «Афише» (небольшие врезки текста перемежаются ссылками на другие публикации о режиссере).

Обращение к российским театрам «не начинать сезон как обычно» критика Марины Давыдовой, появившееся сначала в ФБ, а потом на сайте colta.ru. Открытое письмо драматурга и режиссера Ивана Вырыпаева в поддержку Кирилла Серебренникова, которое редакция «Сноба» разместила, потом удалила, затем снова вернула.

выше — фрагмент публикации Ивана Вырыпаева

На «Медузе» можно прочитать и посмотреть хронику суда, состоявшегося 23 августа. А «Афиша» составила целую документальную пьесу из реплик участников этого судебного заседания.

Из менее известных высказываний. Режиссёр Олег Липовеций (к слову, Липовецкий поставил несколько спектаклей в Прокопьевском драматеатре) написал «Простое объяснение в цифрах для тех, кто не уверен в невиновности Кирилла».

Удивили (меня, во всяком случае) слова театрального критика, главного редактора «Петербургского театрального журнала» Марины Дмитревской: «Я бы не стала сейчас призывать театральных людей бастовать, выступать, не открывать сезоны и пр., а кто не вливается в московский хор, тот [, дескать,] ренегат, достойный презрения.
Особенно нельзя призывать к этому российские [провинциальные] театры, которые вообще не в курсе, для которых жизнь К. Серебренникова — жизнь инопланетянина». —
пишет она в ФБ. Это высказывание в какой-то степени полемизирует с упомянутым выше призывом Марины Давыдовой. В невиновности Серебренникова Дмитревская не сомневается. «Я ВЕРЮ в одно: Малобродской и Серебренников ничего не положили в карман (но другие фамилии не вызывают столь ясной реакции)». – подчёркивает Дмитревская. И далее уточняет: «А ВОТ ЧТО МОЖНО И НУЖНО СЕГОДНЯ ОБЪЯСНЯТЬ (и на месте фигурантов дела я бы сделала это главной публицистической темой процесса, использовала его наступательно для облегчения общей участи) — это непереносимость и провокационность созданной экономической системы, когда ВСЕ (ВСЕ!) на крючке у государства — к кому бы ни пришли. И все знают, что страна живет так давным-давно, и что фирмы-однодневки создавались и крышевались ФСБ именно чтобы все были подсудны, вся страна. И все знают, что ни один проект нельзя осуществить, не исхитрившись, потому что гос.средства присылают только после отчета. Вот это тема всеобщая. И ее как раз могут поддержать все российские театры. ЧЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ ДОЛГО и УПОРНО СТАРАЮТСЯ СДЕЛАТЬ НЕЧЕСТНЫМИ, ПРЕСТУПНЫМИ, не дают нормально работать — и в этом театральная Россия могла бы оказаться едина: и те, у кого 3 копейки, и те, у кого 60 млн.».

Самое жесткое высказывание из попавшихся на глаза – пост Аркадия Бабченко: «Как достала уже эта мантра "в России невозможно делать театр, не беря деньги у государства". Блин, ну невозможно — ну так не делай. Не можешь делать театр без воровских денег — иди в таксисты… А теперь вы мне рассказываете, что без лобызания в десны с сурковыми никак не выжить несчастным деятелям искусств. Да идите нахер уже с такой моралью. Я все меньше и меньше понимаю, что происходит в головах по ту сторону водораздела. "Театр без посредников" организовывай. И в подвале пьесы ставь».

Бабченко упоминает Владислава Суркова – некогда влиятельного российского политика, которому приписывается авторство романа «Околоноля». Шесть лет назад Серебренников поставил этот роман в «Табакерке». А вообще Бабченко и некоторые другие блогеры намекают на дружбу режиссёра с властными структурами. В связи с этим вспоминали даже знаменитый телефонный разговор Пастернака со Сталиным. Я думаю, этот разговор всё-таки не делает Пастернака сталинистом. А Серебренников, с кем бы он ни дружил, никогда не был «сурковской пропагандой» (сужу по его спектаклям, фильмам и интервью). И, насколько могу судить по рецензиям, упомянутый спектакль Кирилла Серебренникова – не агитка за «Единую Россию».

Сцена из спектакля «Околоноля»

Что касается «государственных денег», которые Серебренников получал от Министерства культуры на свои постановки и проекты: это всё-таки не личные деньги Путина и Мединского. Попробую провести аналогию. Школа. Директор – деспотичный и нечистый на руку человек. В школе работает учитель, который ведёт уроки в кабинете, где есть стулья, парты, доска и необходимый для преподавания инвентарь. Должен ли учитель стыдится того, что его ученики сидят за этими партами, купленными на деньги, которые директор не успел своровать? Если учитель выходит на работу, он тем самым разделяет ответственность за всё, что совершает директор?

Мне ближе позиция совершенно независимого от государства Театра.док. Но во всём цивилизованном мире искусство, в том числе и современное, в той или иной форме получает государственные дотации.

Ещё один «обывательский» вопрос: «Какой-то столичный хипстерский режиссёр то ли разозлил Кремль своими фильмами и спектаклями, то ли и впрямь что-то украл. Мне-то в том что?».

Вчера Серебренниковым занялось ещё и ФСБ. «Медуза», ссылаясь на РБК, сообщает:

Читая про «более деликатно умеют работать», вспоминаешь письмо Мейерхольда, которое он написал в камере: «Клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и спине». Это он перед расстрелом сообщил о методах работы чекистов – прародителей нынешних фээсбешников. Уголовное преследование Серебренникова –начало очередного крестового похода на творческую интеллигенцию, да и вообще на всех, кто сохранил остатки критического мышления. Думаю, эта новость должна окончательно убедить в том, что Серебренников не вор. И Система просто прессует его со всех сторон.

«На базе» театров и музеев «может осуществляться вербовка». Тоже познавательно. А ещё вербовка может осуществляться на базе супермаркетов, кафе, поликлиник, поездов дальнего следования, зоопарков. Уж про цирки и говорить нечего. Отечество в опасности!

В общем, надо или из дому не выходить, чтобы не завербовали. Или подписать петицию в защиту Серебренникова, чтобы остановить очередной виток ресталинизации и государственной паранойи.

Почти частушка. Фото неизвестного автора

И по поводу «хипстерского режиссёра». Современное искусство существует для того, чтобы осмысливать реальность. Именно этим занимался Серебренников. Не помню, кому принадлежит фраза: «При тоталитарном режиме цениться умение не додумывать свои мысли до конца». Серебренников – додумывал. Он сам, его спектакли, фильмы и арт-проекты могут не нравиться. Но поддержать его должны все, кто хочет видеть Россию свободной цивилизованной страной, а не лагерным бараком.

Оценить запись:
Рейтинг записи - 5.00 /5 (2 оценки)
Поделиться:
Комментарии

Комментариев пока нет.

Комментировать: