Погода
на 23 сентября
5°C
Курс валют
на 23 сентября
$ 57.53
68.75
Ваш город:
Андрей Новашов

«Кого надо нога» и разговор живых с мёртвыми

Концерт с элементами перфоманса «Капитан кровь: лютые мелодекламизмы и летние мантры» устроит на этой неделе в столице Кузбасса кемеровско-московский филолог Сергей Лавлинский. А ещё состоится читка его пьесы «Обаяние борьбы». В преддверии этих арт-акций републикую свой текст двухлетней давности об одном из предыдущих концертов Лавлинского в кемеровском театре «Встреча». И в финале напишу пару слов о грядущих концерте и читке.

фото автора

Вот мой текст, опубликованный два года назад в городской газете:

СПЕЛИ СЛОВАРЬ, НАРИСОВАЛИ МУЗЫКУ

«Шелесты и трепет: лютые мелодекламизмы» – так называется состоявшийся в столице Кузбасса концерт, перетекший в коллективный перфоманс. Синтез музыки, литературоведения и живописи. Катализатором сего действа стал приехавший на родину в гости кемеровско-московский филолог и педагог Сергей Лавлинский.

Филологический рок

Вместе с ним «шелестели» и «трепетали» кемеровчане – музыканты Студии Неосознанной Музыки (СНМ) Александр Маркварт и Глеб Успенский, а также художник-неофавист Алексей Мартынов. Концерт-перформанс случился в студенческом театре «Встреча», который действует при КемГУ.

Драматические артисты утверждают: и телефонный справочник можно сыграть. Сергей Лавлинский доказал, что спеть можно даже статьи из словаря, особенно если это «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля. Но подробнее о герое дня.

Лавлинский родился в Кемерове. Окончил филфак КемГУ. По распределению попал в Чебулинский район и четыре года вёл занятия в посёлках, где вместе учились дети тех, кто сидел, и тех, кто охранял. Потом преподавал литературу в кемеровских школах и параллельно – на филфаке университета. Но это – официальная деятельность.

Неформалам он известен как один из инициаторов создания в нашем городе первого рок-клуба (1986 год) и проведения в середине 80-х фестиваля «Рок-периферия». В 2000-м Сергей Петрович переехал в Москву. Преподаёт на кафедре теоретической и исторической поэтики Российского государственного гуманитарного университета, но связи с кемеровскими коллегами и учениками не теряет. Привлекает их к участию в московских научных конференциях. Сергей Петрович читает лекции в Кемеровском институте усовершенствования учителей; снял документальный фильм «Учитель», о литературоведе Натане Тамарченко – основателе Кемеровской школы теории литературы, а позднее профессоре РГГУ.

Лавлинский провёл в столице Кузбасса несколько «ДрамоМаний» – авторских семинаров, посвящённых современной драматургии, которые превратились в настоящие фестивали. В них принимали участие драматурги, определяющие лицо актуального российского театра, – Марина Крапивина, Вячеслав Дурненков (он написал пьесу «Экспонаты», с которой несколько лет назад прокопьевский драмтеатр взял «Золотую маску»), Юрий Клавдиев (соавтор сценария нашумевшего телесериала «Школа»), а также польские авторы пьес.

«Добро» и «Зло»

Вообще рок-музыка гораздо сильнее повлияла на современную литературу и, в частности, драматургию, чем это может показаться непосвящённому. Но одно дело – вести научную и организаторскую работу, и совсем другое – попробовать себя в качестве вокалиста, по сути, участника рок-группы. Перед концертом поинтересовался не без ехидства:

– Сергей Петрович, давно ли вы поёте?

– Я вообще не пою, – рассмеялся Лавлинский. – Это такая мелодекламация. Александр Маркварт придумал хороший минималистский термин – репитетивный (от английского repeat – повторять. Прим. ред.) фрик-рок. Он запускает разные «петли», а я как могу пропеваю тексты в двух-трёх регистрах.

Запевший филолог не ориентируется на эстраду или классику рок-н-ролла. Истоки его вокальных экспериментов – творчество Петра Мамонова, поэта и художника Алексея Хвостенко, выступавшего с питерской группой «АукцЫон». Свою манеру исполнения Лавлинский называет трэш-вокалом. Глеб Успенский на гитаре и Александр Маркварт на синтезаторе, электронной барабанной установке и баяне производили звуки, больше напоминавшие аванградистские шумовые эксперименты, чем традиционную музыку.

Саунд получился несколько потусторонним. Что, впрочем, вполне соответствовало выбранным для мелодекламации статьям из словаря Даля – «Зло», «Страх», «Ужас». Сергей Лавлинский рассказал, что коллеги-филологи, прослушав демо-записи этих композиций, были огорошены: «Почему не взять другие слова, которым дал определение Владимир Даль, – «Правда», «Добро»?» Вероятно, ответ можно дать такой: проговаривая (в данном случае – пропевая) свои страхи, мы от них избавляемся.

А в целом строчки из знаменитого словаря от такого исполнения обрели новый, неожиданный смысл. В сухих, на первый взгляд, определениях Лавлинский и кемеровские музыканты выявили своеобразную поэзию.

Заппа по-кемеровски

Второе отделение концерта началось с номера, посвящённого американскому поэту и рок-музыканту Фрэнку Заппе. Лавлинский и СНМ исполнили сибирскую вариацию композиции Заппы. Русскоязычный текст, не являясь подстрочником, сохранил сатирическую и социальную направленность оригинала.

– Ещё в 70 – 80-е годы в Кемерове существовала группа людей, которым очень нравилось творчество этого музыканта, как и книги Курта Воннегута. Заппа и Воннегут были большими друзьями… Приехав как-то в Кемерово, я обнаружил в сквере у набережной памятник философу-буддисту Лобсанге Рампе. Мне представляется, что на противоположной стороне сквера надо поставить памятник Заппе. В Вильнюсе скульптор, который всегда занимался изготовлением памятников Ленину, слепил по просьбе трудящихся заппоманов скульптуру этого музыканта. А вот в Кемерове такого памятника нет, хотя заппоманов здесь гораздо больше. Если найдутся спонсоры и такой монумент установят, можно будет по несколько раз в год проводить там прекрасные концерты, радуя всех жителей окрестных домов, – полушутя-полусерьёзно предложил Лавлинский.

Следующий блок номеров объединяла тема «Кемеровский миф». Желающие выходили к микрофону и импровизировали – под нехитрую ритмическую основу, которую задавала СНМ, пропевали-рассказывали свои истории, связанные с городом. Сергей Петрович подчеркнул, что эти повествования не обязательно от начала до конца должны быть правдивыми: миф даёт свободу для творчества и фантазии.

Актёры и режиссёры театра «Встреча» Сергей Сергеев и Лариса Лапина поделились историей про двух клоунов, которые неожиданно разжились деньгами, по случаю чего устроили для себя праздник и решили покататься на лодке.

Но то ли артисты слишком сильно отпраздновали получку, то ли пришли в неурочное время… В общем, сторож вместо того, чтобы предоставить им плавсредство, пригрозил ружьем.

Ольга Васильева выступила с рассказом, как мне показалось, абсолютно подлинным. Случай произошёл в ресторане, в котором Ольга, по её собственному выражению, «работала на скрипке». Незнакомый мужчина прислал посетительнице через официанта роскошный букет цветов. Девушка так растерялась, что перестала есть. Потом официант вернулся вновь и букет забрал. Оказалось, перепутал столики. И аппетит у обманувшейся девушки пропал окончательно…

В завершение импровизации Лавлинский вывел и пропел мораль: даришь цветы – обойдись без посредников!

«Дикая декорация»

И о визуальной составляющей действа. Участники акционисткой группы «Родина» философ Максим Евстропов и филолог Дарья Апахончич (к слову, среди её школьных педагогов был и Сергей Лавлинский) провели в Кемерове акцию «Здесь рай». Эти два слова стали слоганом на плакате.

Максим и Дарья выполнили серию фотографий на улицах городах. Этот или похожие по смыслу слоганы присутствуют на каждой фотографии. Снимки опубликовали в группе ВКонтакте. Пользователи соцсети оставили свои комментарии, которые Лавлинский и СНМ сделали текстом одной из композиций. Во время её исполнения на экране демонстрировалось слайд-шоу.

На протяжении всего концерта художник Алексей Мартынов прямо на сцене писал картину «по мотивам» того, что происходило.

Во втором отделении к созданию полотна подключились зрители. Любой желающий мог взять в руки кисть и добавить ту или иную деталь.

Подобные художественно-музыкальные эксперименты практиковали битники и хиппи. Алексей рассказал, что стремится к фигуративной живописи, однако ключевую роль в его произведениях играет цвет. Творчество кемеровчанина перекликается с неофавизмом и неоэкспрессионизмом. Мартынов – кандидат экономических наук. Художественного образования не получил, но об этом не жалеет. Живописью увлёкся лет двадцать назад, будучи уже взрослым человеком. В тот период жил в Питере, где познакомился с художниками – как с теми, кто всерьёз учился живописи, так и с «дикими», порвавшими с традициями классической школы.

Ближе к финалу картина внушительных размеров в глубине сцены воспринималась как часть декорации, задник.

Сегодняшнее послесловие

На том концерте, состоявшемся в июле 2014-го, музыканты исполнили вольный перевод песни Фрэнка Заппы «Вонючая нога» («Stink Foot»). (Сотрудничал тогда в «правильной» городской газете, и написать этого названия не мог.) И коллективное живописное полотно, рождавшееся параллельно с развёртыванием музыкальной инсталляции, отсылало к теме песни. Но, как говорил следователь Подберёзовиков из фильма Эльдара Рязанова», «это нога – кого надо нога!». Вонь надо понимать как категорию метафизическую. Для сравнения: «Тошнота» Сартра тоже не о физиологии.

На том концерте с Лавлинским играли знаковые для неофициального культурного пространства Сибири музыканты – Александр Маркварт и Глеб Успенский. Подробнее узнать о них можно здесь и здесь. Александр, насколько мне известно, перебрался в Питер, но Кемерово не забывает. А Глеб Успенский живёт сейчас в Ханты-Манскийске и недавно тоже навещал Западную Сибирь и дал несколько концертов.

Когда писал о визуальной составляющей тогдашнего действа, упомянул об акции «Здесь рай» арт-группы «Родина».

Акция «Здесь рай». Фото арт-группы «Родина»

Это серия провакативных фотографий, сделанных на улицах Кемерова. Снимки опубликованыв ЖЖ Макса Евстропова, который прокомментировал акцию так:

«Кемерово – столица Кузбасса, одного из самых северокорейских регионов нашей страны. Здесь всё время поддерживается атмосфера официального торжества и ликования, городское пространство изобилует всевозможными поздравлениями (к примеру, на автобусах часто можно наблюдать незатейливую цитату губернатора Тулеева, желающего «землякам» «здоровья и удачи»). Уже не всегда понятно, по какому поводу юбилей, но он имеет место быть постоянно (мы видели, например, фразу «с праздником!», сделанную железными буквами на воротах завода – «с праздником» всегда и на всякий случай). Всё пронизано радением и заботой – заботой земляков о Кузбассе, заботой Кузбасса о земляках. Всё исключительно хорошо, исключающим образом позитивно. И никакая критика, разумеется, невозможна. Здесь всё прекрасно, а кто говорит не так, о том соответствующим образом позаботятся».

И, как обещал, коротко о предстоящих арт-акциях Лавлинского в Кемерове (названия приводил в самом начале). На этот раз на концерте он «промелодекламирует» собственные тексты. В импровизации собираются поучаствовать Александр Маркварт и Вячеслав Втюрин. Что касается пьесы, главный герой – участник протестных движений в современной России. Впрочем, Лавлинский подчёркивает: пьеса не про политику, а про диалог живых и мёртвыми. В читке примут участие актёры театра «Встреча».

На момент написания текста ещё не все оргвопросы утрясены. Планируется, что читка и концерт пройдут в пятницу вечером (5 августа) в театре «Встреча» (второй корпус КемГУ). Накануне можно уточнить информацию на страницах упомянутого театра Вконтакте или в Фейсбуке.

Оценить запись:
Рейтинг записи - 4.33 /5 (6 оценок)
Поделиться:
Комментарии

Комментариев пока нет.

Комментировать: