Публикую текст, который одна из кемеровских газет отказалась печатать. А потом – послесловие.
Автобус с исполнителями из разных стран колесит по России, делая остановки по пути следования. 11 июля состоялся концерт в Кемерове, который начался вечером в концертном зале КемГУ и продолжился в антикафе «Кот да Винчи», затянувшись до самого утра.
Живая альтернатива
В Кузбасс «МузЭнергоТур» приезжает третье лето подряд. До концерта полчаса. Участники отдыхают в университетском театре «Встреча». Атмосфера самая непринуждённая и демократичная. Учредитель и директор фестиваля музыкальный критик Юрий Льноградский соглашается на короткое интервью, поставив условие: не называть его по отчеству.
— Цель – популяризация, но в очень узком значении этого термина. – объясняет Юрий. — Стремимся показать живую альтернативу той музыке, которую люди слышат в большом количестве, без претензий на то, что наша музыка лучше или правильнее. Мы привлекаем публику, которая, условно говоря, хочет послушать традиционный джаз, и заодно показываем ей прог-рок и авангард. Люди открывают для себя не только новых музыкантов, но и целые новые направления.
Передвижной фестиваль продлится два с половиной месяца. Только три музыканта проедут весь путь. Остальные включаются в ЭнергоТур на какое-то время.
Гастрольный график предельно плотный, концерты почти каждый день. Восстанавливать силы помогает сама музыка. Голландский гитарист Аарт Струтман присоединился к фестивалю четыре дня назад. В нашей стране впервые. Признаётся, что перед поездкой у него были опасения, но россияне оказались людьми открытыми и доброжелательными. Как и другие участники фестиваля, голландец не гонится за популярностью. Играет и в переполненных залах, и на концертах, на которые приходит дюжина слушателей.
— Не важно, сколько слушателей придёт. Главное, чтобы они прониклись нашей музыкой и получили удовольствие.
Брутальные и эпатажные
Гитарный дуэт Аарта Струтмана и Брама Стадхаудерса открыл кемеровский концерт. Неспешная и почти акустическая импровизация. Остальные семь сетов основной программы оказались гораздо громче, а иногда эпатажнее и, скажем так, брутальнее. «Cactus Truck» – американско-голландское трио, к которому присоединился кемеровский авангардный музыкант-мультиинструменталист Александр Маркварт – специальный гость фестиваля. Александр играл на электрогитаре, из которой извлекал звуки не только медиатором, но и спицей. Это называется «расширенная техника владения инструментом». Исполненную музыку кемеровчанин определил как «импровизационный лютый фри-джаз». Этим музыкантам не уступил по уровню энергетики датский «Bangin’ Bülows Nice Jazz Quartet».
Совсем молодые исполнители, которые в 2014-м получили на родине национальную премию в номинации «лучший новый джазовый ансамбль». Судя по выступлению этого квартета, в современном джазе драйва не меньше, чем в панк-роке или хардкоре. Музыканты вышли на сцену в спортивных штанах и растянутых футболках, и походили не на джазменов, а на уличных хулиганов. Разучили русские жаргонные словечки, которыми щеголяли между композициями. Самое литературное из них – «Ofigenno!». Маркварт, который выступил ещё и в качестве ведущего концерта, в шутку назвал этот коллектив датскими гопниками. Впрочем, исполнители и впрямь невероятно талантливы и интеллигентны. В глубине души.
Экспериментальный проект «Qoniak» — это всего два музыканта: Vincent Membrez (синтезаторы) и Lionel Friedli (ударные).
— Мы из Швейцарии. Мы будем играть безумную музыку! – объявили они по-русски перед началом выступления. И не обманули. В таком минимальном составе создали невероятно плотную и объёмную звуковую инсталляцию – смесь рока, трип-хопа и нойза, шумовой музыки.
Тихо и инфернально
Из Швейцарии и «Shady Midnight Orchestra». Они звучали тише, но инфернальнее, определив свою программу как «настоящую музыку привидений». Наряду с традиционными инструментами звучали хрустальные бокалы, «певшие» от прикосновения пальцев, и несколько потусторонний женский вокал. Коллектив не только музыкальный, но и театральный. Важную роль в выступлении играли грим, костюмы и мизансцены. Организатор проекта молодой композитор Мариена Витчер получила за серию своих композиций премию от Берлинской академии искусств.
На стыке музыки и театрального искусства работает и Максим Анухин – выпускник Петербургской академии культуры по специальности «исполнительское мастерство на гуслях звончатых». Максим говорит, что настоящих гусляров, получивших серьёзное образование, в России можно по пальцам пересчитать. Сетует, что у слушателей недостаточно опыта, чем пользуются многочисленные самозванцы, которые могут только неумело бренчать на гуслях. Свою игру Анухин называет гусельной гудьбой. По его словам, гусли – инструмент современный и элитарный. Музыкант увлечён не только русским фольклором, но и архаичными культурами Востока. В Кемерове он исполнил сольные авторские композиций и в дуэте с джазовым кларнетистом Симоном Виршем импровизацию на индийские темы. Основная программа, в которой приняли участие 27 исполнителей, продолжалась четыре часа. Те, кто хотел больше, в полночь пришли в «Кот да Винчи». Участники ЭнергоТура и кемеровские музыканты импровизировали на маленькой сцене, сменяя друг друга. Музыкальные темы и стили трансформировались спонтанно: от джаз-рока и классического блюза до ламбады и калинки-малинки.
Андрей Новашов,
фото автора
Справка
Впервые МузЭнергоТур состоялся три года назад, став своеобразным мостом между фестивалями независимой музыки в Подмосковье и в Тыве. Этим летом за 80 дней МузЭнергоТура музыканты дадут 75 концертов в 65 городах. Самая отдалённая точка – Владивосток. В нынешнем фестивале примет участие 77 музыкантов из разных стран.
P. S.
О том, что в формат газетной статьи не поместилось. Музыканты действительно путешествуют по России в одном большом автобусе. Такие вот «автобусы с музыкой», «дома нам колёсах» вообще в традиции всяких разных субкультур. Достаточно вспомнить «психоделический автобус» Кена Кизи (впрочем, музэнерготуровцы наркотики не употребляют). Музыку, которую играют участники передвижного фестиваля, можно назвать и некоммерческой и альтернативной. Но, в отличие, например, от кемеровского фестиваля «Тезисы», МузЭнергоТур не позиционирует себя как авангардистский фестиваль. На нём звучит и музыка, близкая к мейнстриму.
У музыкального критика Юрия Льноградского, который ЭнергоТур придумал, хотел в первую очередь спросить, не осложнила ли проведение фестиваля война в Украине. Так как писал для «правильной» газеты, придумал формулировку «обострение международной обстановки». Юрий сказал, что не повлияло вообще никак, и что участники фестиваля занимаются музыкой, а не политикой. Специальный гость фестиваля кемеровчанин Александр Маркварт высказался о политиках максимально определённо, но нецензурно, поэтому цитировать его всё-таки не буду.
Обо всех участниках, приехавших в Кемерово, написать не смог. Играли, в частности, гитаристы Alain Blesing (Франция) и Angel Ontalva (Испания), каждый со своим составом. Оба приезжают в Кемерово уже не в первый раз. Испанец собрал состав из тех музыкантов, вместе с которыми в автобусе ехал. Вообще МузЭнергоТур – это ещё и передвижная творческая лаборатория. Прямо в автобусе сочиняются какие-то новые композиции, возникают новые составы.
Два упомянутых выше гитариста играли музыку, которая наверняка понравилась бы и ортодоксальным любителям хард-рока. Если бы они на фестиваль пришли. Вообще современная альтернативная сцена «устроена» несколько иначе, чем ещё лет двадцать назад. Нет каких-то групп-монстров, которые бы слушали все поголовно. Но очень много ярких и талантливых музыкантов, которые в звёзды мировой величины не особо и рвутся. Им и так хорошо. Передвижной фестиваль – это в какой-то степени срез новой музыкальной реальности. На автобусе герб МузЭнергоТура: фрагмент глобуса, по которому катит автобус, и грабли. Я думал, что этот сельскохозяйственный инвентарь – символ культивации, окультуривания. Но, как объяснили участники, скорее это из пословицы «наступать на одни и те же грабли». Проект Льноградского некоммерческий, почти не приносящий денег.
С гусляром Максимом Анухиным очень долго разговаривал. Придумал слоган после его комментариев: «Гусли сегодня – это ситар вчера». Для этого музыканта игра на гуслях сопряжена с постоянными духовными поисками. Он делает целые моноспектакли о, скажем так, странствиях души. Сказал, что пришёл к выводу: в России дао «не работает» (это я, конечно, своими словами пересказываю), приходится выбирать свой путь, а не плыть по течению. Когда Максим вышел с гуслями, думаю, напишу для газеты, что вот, дескать, были инфернальные швейцарцы, которые больше походили на соотечественников и единомышленников Дракулы, а потом выступил гусляр с добрыми сказками. А гусляр и говорит:
— Постараюсь вас порадовать сегодня, и начну я с магической похоронной песни. Она весёлая…
Вот такой сказочник. А вообще выступление Максима подтвердило не новую уже мысль: архаика и авангард смыкаются.
Что касается кемеровчанина Александра Маркварта. Как уже писал, на нынешнем кемеровском концерте в рамках фестиваля он выступил в качестве приглашённого гостя. А в самом первом ЭнергоТуре он основательно покатался по разным городам. Маркварт – один из самых деятельных кузбасских музыкантов. Выступал и в Питере, и в Польше, и в Германии. Недавно играл в Финляндии. Ежегодно организует в Кемерове фестиваль актуальных искусств «Тезисы». Подробности можно узнать на сайте vovne.ru
И есть группа ВКонтакте «МузЭнергоТур 2015 в Кемерово!» с кучей текстов, фотографий и видеозаписей.
Близкий по духу МузЭнергоТуру фестиваль состоится в середине августа на острове недалеко от Юрги. Подробности – в группе ВКонтакте «Митрофан — NitroFun!».
И сниму интригу, с которой начал. Заявил я тему про МузЭнергоТур в одну кемеровскую газету. Одобрили. Накануне звонил, напомнил. Говорят, всё хорошо. И вот я ехал из Прокопьевска в Кемерово (проезд мне не оплатили, но, впрочем, я и не просил). До трёх часов ночи был на месте событий. Потом вернулся домой в Прокопьевск. Полночи текст писал. Утром отправил, а в редакции говорят, что свой журналист написал, и его текст и поставят. Извинились, правда. Но мне как-то больше сотрудничать с ними не хочется. Типичная, к сожалению, ситуация. К журналистам, особенно внештатным, в кузбасских СМИ относятся как к расходному материалу… Зато такая политика редакций делает из журналистов блогеров!