Погода
на 17 октября
2°C
Курс валют
на 16 октября
$ 57.18
67.51
Ваш город:
Кузбасские хроники

Духовные склепы

Строго говоря, это признак нравственной неполноценности — выпячивать свое интимное напоказ обществу. Наибольшего успеха в этом моральном стриптизе добились охранители современной государственности, чей высокочастотный патриотичный визг слышен уже практически из каждого утюга. Политические деятели, внезапно обнаружившие в себе частицы божественного, тоже не отстают — вопрос веры стал для них существенным фактом в биографии.

В региональной столице на прошлой неделе начала свою работу выставка «Православные святыни» — экспозиция, разместившаяся в Кемеровском областном краеведческом музее, включает в себя редкие иконы, предметы декоративно-прикладного творчества, а также старопечатные издания; в общей сложности 63 экспоната, датированных XVIII–XX веками. Казалось бы, вполне обычная выставка, каких в рамках повышения уровня духовности, сознательно подменяемой властями на религиозность, за последние двадцать лет по стране прошли тысячи. Но эти святыни не совсем обычные — они из коллекции семьи губернатора Аман-Гельды Тулеева, переданной им в дар жителям Кузбасса к 70-летию Кемеровской области. Видимо, только этот скромный факт увеличивает их культурную ценность в разы — редкое областное СМИ не уделило этой новости малость внимания, а уж коленопреклонение перед такими объектами культа должно быть особенно продолжительным — не Русского же музея в самом деле фонды. Да и региональный юбилей ведь шагает по планете, а без православного серпантина сегодня ни одно мероприятие не может считаться полноценно завершенным.

Собственно, это одна из двух наиболее запрещенных в Кузбассе тем. (Вторая-то тема — это, конечно, гибель в ДТП сына Тулеева Андрея). Обсуждать же религиозные предпочтения губернатора не приветствуется примерно эдак с июля 1999 года, когда на прошедшем в Грозном экстренном заседании шуры алимов — исламских ученых Чечни и Дагестана, — Аман-Гельды Тулееву был вынесен смертный приговор за переход из ислама в православие. Реакция губернатора была тогда замечательной — Тулеев обратился к министру внутренних дел Владимиру Рушайло с просьбой «принять оперативные меры в отношении авторов и распространителей фальшивки о его крещении», и подал иск о защите чести и достоинства (!) к главному редактору «Агентства политических новостей» Льву Сигалу, первому разместившему информацию о крещении на сайте АПН. И хотя прошло почти пятнадцать лет, тема губернаторских воззрений табуирована в региональной печати до сих пор. (Гибель же сына Тулеев «скромно просил не обсуждать, хотя по мхатовским паузам выходило, что он стал жертвой врагов Аман-Гельды»).

Ну так мы и не во МХАТе, если что. До пьяной ташкентской аварии, виновником которой был выехавший на встречную полосу Андрей Тулеев, мне нет дела — уподобляться какой-нибудь депутатке навроде Нины Зинкевич, устраивавшей отповеди Нине Останиной, сын которой был осужден за убийство, желание и вправду отсутствует. Не так уж важны и религиозные взгляды губернатора, тем более что доказать переход из одной религии в другую невозможно в принципе — это ведь не бракосочетание с соответствующей записью в амбарной книге; попробуйте в современной российской церкви для начала получить к купленному в лавке крестику кассовый чек. А вот симбиоз власти и религиозных общин в Кемеровской области естественного внимания заслуживает, ибо не одними выставками это сращение достигается — экспонирование в музеях православных безделушек из частной коллекции еще не самое удачное порождение альянса церкви и государства.


Советский агитплакат. | tema.livejournal.com

Похоже, что в современной России одной из самых важных черт политического деятеля помимо личной преданности президенту, антиамериканской паранойи и полного наплевательского отношения к гражданским правам и свободам стала именно религиозность. Профессиональные качества отошли даже уже не на второй план — степень уверования должна покрывать их отсутствие. И вот не совсем естественным путем в стране образовались мусульманские анклавы, регулярно взрывающие новостные ленты своими религиоведческими нововведениями, идущими в разрез не только с международным законодательством, но и презренно попирающими Конституцию РФ; большинству же регионов уготована участь показушно православных. От личности руководителя субъекта федерации, конечно, очень многое зависит — его частные пристрастия зачастую становятся делом государственным, что прекрасно иллюстрирует живущая практически по шариату Чечня и скатившийся в позорное средневековье Санкт-Петербург. Кемеровская область же, никогда не являвшаяся ни мусульманским ни христианским центром Сибири, за последние пять лет превратилась в очень странный православный очаг за Уралом, демонстрируя на деле, что из себя эта религия сегодня представляет. И, разумеется, не без участия губернатора, очень тонко прочувствовавшего самое лучшее учение по воспитанию практически идеального раба.

Религия — это не только средство воздействия и контроля, это прекрасный медийный инструмент. Играть на чувствах верующих, делая популистские заявления и принимая не менее популистские решения, в Кузбассе научились уже давно. Казалось бы, их должна озвучивать и распространять епархия, но Тулеев не терпит идеологической конкуренции в регионе даже со стороны служителей культа — негоже даже им такие жирные информационные поводы отдавать. Например, в октябре 2011 года РПЦ, опираясь на статистический опыт омичей, предложили установить поклонные кресты на тех участках дорог, где происходит наибольшее количество ДТП с человеческими жертвами. Областные власти инициативу поддержали, инициатором оправославливания кузбасских магистралей стал уже Тулеев. При его поддержке область обзавелась православным гимном — мало того, что произведение записали три коллектива, носящих, губернаторское (не губернское!) звание (губернаторский симфонический оркестр, губернаторский хор «Утро» и губернаторский камерный хор), его исполнение наряду с гимнами России и Кемеровской области стало обязательным для всех духовно-нравственных мероприятий в регионе. Именно Тулеев, а не духовенство, в апреле прошлого года обратился к главам предприятий с просьбой сделать выходным днем христианский праздник Радоницу, именно от него исхода инициатива отправить членов семей погибших на «Распадской» шахтеров в паломничество в Иерусалим, при его непосредственном участии должен появиться православный центр помощи наркозависимым. Думаю, что не без одобрения регионального руководителя Кемеровская область в числе первых присоединилась к эксперименту Минобрнауки по внедрению в школьную программу предмета «Основы православной культуры и этики» — здесь вообще любят откатывать мерзости навроде областного закона, ограничивавшего в правах на усыновление российских детей гражданами США, чтобы потом распространить их на всю страну. (Впрочем, в отдельно взятом областном центре уже ушли дальше уроков просвещения — осенью прошлого года под показательное молчание прокуратуры в общеобразовательной школе №33 была открыта домовая церковь. Ни Конституция РФ, ни Закон РФ «Об образовании» с их декларациями о светском характере государства в Кемеровской области, как видно, не действуют).


Советский агитплакат. | tema.livejournal.com

В конце концов, это ведь тоже губернаторская идея — проводить всекузбасские молебны, над которыми уже не стесняясь смеется вся страна. Одним молебном о даровании дождя и избавлении от техногенных катастроф регион тут не обходится (кстати, после последнего такого обращения к богам в июле 2012 года на шахтах «Комсомолец» и «Зиминка» произошли возгорание и взрыв — молитвы, я думаю, оказались услышаны). В 2008 году в Кемеровской области прошли молебны о безопасности дорожного движения и о благополучном преодолении мирового финансового кризиса, а в 2006-м в Кузбассе молились об избавлении региона от напасти птичьего гриппа; привычными стали молебны родителей во избавление детей от алкогольной и наркотической зависимости. В октябре 2007 года православный священник и вовсе окропил Новокузнецк святой водой с воздушного шара, хотя ранее духовенство несколько раз освящало Кузнецкую землю с вертолета. Во время выборов кузбассовцы молятся даже об успешном исходе голосования, и я, кажется, понимаю, каким именно образом во время недавних выборов мэра города Кемерово ставленник губернатора Валерий Ермаков «намолил» себе почти 92 процента голосов, а по некоторым сведениям — и все 119%!

Также Тулеев не забывает открывать храмы, приглашать в регион патриарха и принимать от него церковные награды, поздравлять с православными праздниками и даже выступать с заявлениями, осуждая панк-молебен группы Pussy Riot, будто бы его мнение имеет какой-то вес в этом политико-теологическом споре. Понятно, что эти информационные поводы не рассчитаны на широкий экспорт, это средство заполнения региональных новостийных лент. Тем более что в массе своей они привязаны не к престольным праздникам, а к трагедиям на шахтах и к скандалам, в которых областная власть фигурирует все чаще и чаще — православный шум отлично переключает внимание с низменного на как бы высокое.

То есть с таким же успехом подобные решения и заявления мог бы делать глава региона, абсолютно искренне разделяющий учение церкви Сатаны — при условии, что популист, конечно.

Впрочем, это в девяностые еще можно было быть самим собой, по нынешним временам это непозволительная роскошь. Именно поэтому, наверное, взаимоотношения с исламскими общинами у губернатора ограничиваются исключительно поздравлениями с мусульманскими праздниками. Я не припомню, чтобы Тулеев открывал мечеть или принимал участие в каких-то либо религиозных торжествах по случаю, например, Курбан-байрама, зато из пресс-релизов обладминистрации мы регулярно узнаем, как он отметил Рождество или Пасху. В молитве, разумеется. Последние годы это происходит в храме святой блаженной Ксении Петербургской, что в поселке Боровой под Кемерово, над которым губернаторская семья взяла шефство. На средства семьи Тулеевых там возведена и обустроена часовня, отремонтирован фасад, благоустроены двор и источник, разбит парк, в котором высажено около тысячи кедров. И экспонирующиеся сейчас в областном краеведческом музее объекты культа переданы в дар именно этому приходу.

Кузбасская митрополия по доброте душевной и вовсе нас посвящает в удивительные взаимоотношения администрации Кемеровской области с Кемеровской епархией: «Коллегия областной администрации во главе с губернатором с особым вниманием и участием относится к нуждам епархиального духовенства и приходов епархии: выделяются целевые денежные займы на приобретение жилья, безвозмездно выделяется уголь для отопления храмов. <...> Ежегодно предоставляется возможность посещения Греции и санаториев черноморского побережья детям, обучающимся в воскресных школах епархии. <...> По распоряжению Амана Гумировича воскресным школам епархии оказывается благотворительная финансовая помощь для приобретения видео аппаратуры. За счет администрации Кемеровской области подводятся асфальтовые подъезды и благоустраиваются территории кузбасских храмов. <...> К великим церковным праздникам областная администрация по доброй традиции выделяет около 2500 подарочных наборов. <...> К празднику 8 марта Аман Гумирович Тулеев поздравляет сотрудниц Кемеровского епархиального управления, активных директоров и преподавателей воскресных школ с Международным женским днем. Каждая матушка и церковная труженица получает личный подарок от главы области. А к новому году поздравления и подарки от главы региона приходят каждому священно- и церковнослужителю Кемеровской епархии. <...> Ежегодно проводится губернаторский рождественский прием... Все без исключения участники приема получают различные государственные и областные награды. Ежегодно активных священнослужителей правящий архиерей представляет к областным наградам — медалям „За веру и добро“».

Я бы, конечно, с гораздо большим интересом не про раздачу бессмысленных цацек почитал, а про количество земель, отчужденных за последнее время в пользу кузбасской митрополии, но таких данных нет в свободном доступе ни на сайте обладминистрации, ни на сайте митрополии. Количество же культовых сооружений, которыми управляет РПЦ в Кузбассе, плавно перевалило за четыре сотни, и продолжает расти — соглашение о сотрудничестве, заключенное АКО и епархией, исправно исполняется. Духовное пространство на территории региона монополизировано — лучших успехов на ниве партнерства с областными властями добились только в ЗАО «Холдинговая компания „Сибирский деловой союз“».


Советский агитплакат. | tema.livejournal.com

Считающий себя президентом Владимир Путин недавно говорил про необходимый уход от вульгарного понимания светскости. В Кузбассе от этого примитивизма, кажется, уже ушли, и теперь нужно бы двигаться дальше — уходить от вульгарного понимания духовности, избавлять ее от налета мракобесного провинциального шапито. Но это выше сил губернатора Тулеева и митрополита Смирнова вместе взятых — личное здесь привычно выдается за общественное. Да и религиозные убеждения, по сути, ничем не отличаются от тех же политических взглядов — их, как видно, можно менять в зависимости от конъюнктуры, и превратить в часть государственной политики. Чтобы потом заниматься только этим, не обращая внимания на взрывающиеся шахты и вымирание населения.

Так уж сложилось в этом государстве, что храмы лучше всего смотрятся на фоне руин.

P.S. | Краткая история клерикализации региональной власти и, видимо, воцерковления одного российского губернатора в шестнадцати скриншотах.

Dmitry Shipilov
Автор
Другие записи:
Все записи автора
Оценить запись:
Рейтинг записи - 4.67 /5 (30 оценок)
Поделиться:
Комментарии

Комментариев пока нет.

Комментировать: