Игра в ассоциации. Тулеев как картинка
Вот такую диковинную картинку увидел в ленте новостей.
Стоп-кадр из телерепортажа. И подпись – «Пресс-конференция Тулеева». Телевизор стараюсь не смотреть. Как сегодня выглядит губернатор Кемеровской области, уже не очень представляю. Без подписи мог его и не узнать. Мелькнула мысль, что это фотожаба. Но щёлкнул на картинку, и действительно запустился видеоролик. Решил провести эксперимент, устроить что-то вроде игры. Как будто понятия не имею, кто такой Тулеев, вижу этого человека впервые. И, вглядываясь в картинку, пытаюсь понять, что он из себя представляет.
Хоть подпись и сообщает, что это пресс-конференция, возникает ощущение, что на самом деле – отрепетированное телеобращение. Человек в кадре чувствует себя хозяином положения. Наверняка будет говорить только то, что сочтёт нужным. Он один вещает – остальные внимают. Лексика – официозная. Стиль общения – авторитарный. Поверить, что этот человек способен на диалог, трудно. Если вопросы и прозвучат, то только заранее согласованные. Телепостановка такая.
Телеобращение, скорее всего, носит ритуальный характер. В том смысле, что все заранее знают, о чём и как будет говорить оратор. Ничего нового он не сообщит. Но такие выступления — какой-то очень важный обряд, регулярно повторяющийся в данном обществе (предполагается, что названия городов мне ни о чём не говорят; я способен только понять по цифрам в кадре – «2016» -, что снимали в наши дни).
А без цифр с датировкой бы затруднился. Бросается в глаза сходство человека в кадре с Брежневым. Не портретное конечно. Но у кого ещё было столько орденских планок? Как будто вещает с экрана похожий на нашего генсека вождь неизвестной страны. И страна эта дружит с Леонидом Ильичом, и обещает «пойти по пути социализма».
Ещё и какой-то зелёный бант у него на пиджаке (простите моё невежество: не смотрю я теленовости, и действительно не знаю, что этот бант означает). Похоже на медаль далёкого экзотического государства. В начале восьмидесятых, во времена моего детства, в программе «Время» регулярно выступали лидеры всяких дружественных стран. Они по-русски только одну фразу говорили в конце телеобращения: «СпасЫбо-За-ВниманиЭ». Остальные их слова переводили. Речи зарубежных друзей не отличались разнообразием. Вот что-то подобное ожидаешь услышать от человека, замершего на стоп-кадре. Для чистоты эксперимента речь я не слушал, только посмотрел часть ролика без звука. Оказывается, человек, которого мы видим на стоп-кадре, жестикулирует! Глядя на статичную картинку, никогда бы не подумал, что он на такое способен. Образ статуарен. Понятно, что он в этой стране, части света или племени – фигура исключительная. Власть его безгранична. Конкурентов и оппонентов у него либо нет, либо он изо всех сил делает вид, что их нет.
Понравились два комментария к посту с картинкой. Первый: «Это уже Африка какая-то!». Прочитал, и сразу вспомнил старую песню группы «Крематорий»:
Я помню, как однажды в мой дом,
Сидя верхом на коне,
Въехал негр в ржавой короне
С маршальским жезлом в руке.
Он был странно одет — такую
Одежду носили в глубокую старь.
И он сказал мне: "Я африканский царь!"
На всякий случай уточню: бациллой национализма я не заражён. Кроме того, глядя на картинку, о национальности просто не задумывался. Но запечатлённый, как кажется, живёт не в той реальности, которая меня окружает. И именно в этом плане похож на иностранца, а может быть даже на инопланетянина. (Второй выразительный комментарий к картинке: «Три раза «Ку!»).
Процитированная песня пришла на память, вероятно, потому, что «такую одежду носили в глубокую старь». Так строго и непроницаемо выглядели чиновники в эпоху заката СССР.
И ещё об упомянутых руководителях дружественных стран. Вспоминая их выступления сегодня, думаешь: вот они одеты по-европейски, но чёрт его знает, что происходит в странах, откуда они приехали; может быть там общество на стадии рабовладения или вообще каннибализм практикуется.
Выше речь шла исключительно о моих личных ассоциациях, навеянных одним-единственным стоп-кадром. Уже закончив эту игру, напишу ещё пару слов. Несколько лет назад весь мир обсуждал: жив ли ещё Фидель Кастро? Хотя его пресс-служба снабжала зарубежные телеканалы свежими, как сами кубинцы утверждали, видеозаписями официальных встреч своего лидера. Нечто подобное недавно произошло с Исламом Каримовым. Как это часто бывает с руководителями, много лет занимающими высокий пост, их образ начинает жить самостоятельной жизнью и уже и не нуждается в «прототипе». Как в раннем фильме Вуди Аллена «Спящий». Действие происходит в далёком будущем. От диктатора остался только нос, но учёные пытаются по этой части тела сделать клон бессменного лидера.
Недалеко от моего дома установлен баннер с политической рекламой.
Тулеев – такой молодой, как Ленин в комсомольской песне. В прокопьевском парке аттракционов под стеклом кассы тоже плакат с губернатором (пусть дети сразу привыкают). Излишне говорить, что пришпилить сюда портрет любого другого человека никому бы в голову не пришло.
И Тулеев здесь тоже не похож на того человека, который на стоп-кадре. Будто время обратилось вспять!
Года три назад в Кемерове проходили выборы местного значения. По всему городу висели плакаты: очередной депутат + губернатор. Что это фотомонтаж, бросалось в глаза. Депутаты разные, а портрет смеющегося губернатора один и тот же, сделанный, наверное, четверть века назад. Акция "Каждому правильному депутату по Аману Тулееву". Город будто фотоклоны наводнили.
Кажется, ещё немного, и в Кузбассе появятся уже не портреты, а живые двойники или дублеры Тулеева. Встретятся на каком-нибудь официальном мероприятии два Тулеева. Публика оцепенеет. А потом кто-нибудь скажет, подобно герою Савелия Краморова из фильма «Иван Васильевич меняет профессию, — «А царь-то не настоящий!».
P.s. Кстати, когда я заявила на работе, что у меня дома нет телевизора и инета (истинная правда!), мне ответили: сходите к соседям! Ну нет, лучше я еще разок посмотрю последний фильм А. Германа «Трудно быть богом». После него лично у меня осадок не такой… чумазый, как от того, что происходит на 1/6 части суши этой планеты…