Страна отметила День народного единства. В Москве прошла многотысячная демонстрация – стройные колонны прошли по Тверской с плакатами, настаивая на объединении и согласии.
Тут, кажется, главный священник попутал божий дар с яичницей (ну да бог ему судья!).
С чего бы вологодским пенсионерам, уральским медикам или кузбасским шахтерам вставать плечом к плечу на защиту Ротенберга, Матвиенко, Якунина со товарищи, которым запретили ездить в Амстердам? И у которых даже что-то арестовали в Майами.
Граждане могли бы единодушно осудить скудеющий ассортимент и растущие цены в продмагах – но это-то инициатива нашего родного правительства. Такая «кремлевская диета-2.0» . А против Кремля Кирилл, кажется, не готов объединять граждан.
Президент возложил цветы к памятнику Минину и Пожарскому (мало кто из шедших по Тверской внятно ответит, кто это такие, но памятник – известный и нарядный).
Путин поговорил – на очищенной по случаю этого праздника от населения Красной площади – с представителями разных религий и готовыми к объединению юношами и девушками. Но на саму демонстрацию не пошел, поручил возглавить ее своим заместителям – Зюганову, Миронову, Неверову… Не царское это дело – так уж сильно-то объединяться!
Как обычно, очень вдохновенно соглашались с руководством в Кузбассе. И во всех других регионах России.
Весь день по телевизору с придыханием, с пафосом произносили: «Мы – едины!..Сплоченный народ!...Все, как один!...». Власть словно проводила сеанс самовнушения, как доживший до импотенции старик – «Я – смогу… У меня все получится… Соединимся!..».
Старый импотент, правда, может сформулировать хотя бы, чего именно он хочет. Сегодняшняя власть то ли не знает сама, то ли стесняется сказать прямо – что именно мы собираемся сделать в едином порыве.
***
Вдохновенная страна – прекрасная мечта! Мне нравится чувствовать себя частью вдохновленной компании, частью большого социального механизма.
Человек невредный и незлопамятный, я готов, пересилив свое «не хочу!», объединиться с Путиным, с властью. А они со мной – согласны? Согласны слушать мои возражения, сомнения, претензии? Честно, не лукавя, просто объяснить, какую страну мы строим? В чем был «План Путина», который, если помните, накануне очередных выборов все очень хвалили, но который толком народу не показали?
Может быть, вдохновленный искренностью начальства, я первым пойду маршировать с плакатом «План Путина – в жизнь!».
Незадолго перед праздником в столице прошел многотысячный митинг протеста медиков, на медицину заканчиваются деньги. Думаю, они с удовольствием объединились бы с Шойгу, Рогозиным, с родными Вооруженными Силами, у которых денег становится все больше и больше. Не уверен, что те – ответят взаимностью.
Согласится ли Рублевка объединяться с какой-нибудь Таежно-Александровкой? Таежно-Александровка – согласна!
Замечаю растущее желание населения объединиться с топ-менеджментом госкорпораций и депутатами Думы. Чтобы их доходы и рост зарплат были прямо связаны с ростом благосостояния училки из Уссурийска, фельдшера из Анжерки и готовых к такому объединению пенсионеров практически во всех населенных пунктах РФ.
Не замечаю ответного энтузиазма законодателей и владельцев «шубохранилищ».
И получается – какое-то половинчатое единство в стране. Не очень правильное. Лукавое.
Единство вора и обворованного. Союз полицейской дубинки и хребта мирного демонстранта на Болотной. Единство и равноправие президентского кортежа и остальных автомобилистов, прижатых к обочине.
***
Объединить людей может только то, с чем все согласны и никто не спорит.
Однажды это получилось у французов, отливших в граните принцип – «Свобода! Равенство! Братство!»
Получилось – на короткий период – у немцев – «Германия превыше всего!». (Правда, придумавшие эту формулу нагадили на два века вперед. Никогда не отмоются! Нам бы – с нашими попытками – «Россия – для русских!», «Россия – вперед!», «Медведь своей тайги – не отдаст!» - не наступать на эти грабли).
Мне нравится американское, написанное даже на долларах – «Мы верим в бога!» . Не в бога – старичка на иконе – в Заповеди. В требования, которые едины для всех, с чем не поспоришь.
Не воруй (даже если ты друг Самого и тебе за это ничего не будет). Не обманывай (даже если ты Самый-Самый Главный политик!). Будь дружелюбен к ближним, возлюби их (они тебе ответят тем же, закон же общий!).
Если жить по закону – справедливому, много раз примеренному законодателем на себя – объединяться могут даже судья и подсудимый в суде. Они же хотят примерно одного и того же – чтобы все было честно, не по звонку из важного кабинета – а по совести!
Даже меня, сильно его не любящего, можно принудить к общей работе с Д.Киселевым. Если он вспомнит, что когда-то был журналистом, «цепным псом демократии». Если оба мы – в прямом эфире – будем спорить не для того, чтобы победить оппонента, а чтобы найти истину.
… Не понравился мне нынешний праздник. Призывы объединиться и встать плечом к плечу, на защиту! На защиту – Чего? Или – Кого?
Смутное подозрение, что это – призывы к овцам сбиться в общую отару и разместиться в общем загоне. Так с нами мороки меньше.
Загон, конечно, тесноват. Но нас в нем – удобно стричь.